27.09.2023 09:34
Новости.
Просмотров всего: 7947; сегодня: 5.

О предках народов Евразии рассказали ученые

О предках народов Евразии рассказали ученые

Российские ученые заявили, что изучение артефактов, обнаруженных археологами, кардинально меняет представление о жизни и культуре древних народов Енисейской Сибири. Кто такие тесинцы? Правда ли, что в мире их знали как легендарных воинов – динлинов? И почему они могут оказаться в нашей родословной?

Тесинцы не тагарцы.

Тесинцы (II в. до н. э. – II в. н. э.) не были поздним этапом тагарской культуры, как считалось долгое время, а являлись носителями собственной, сообщили исследователи СФУ. К таким выводам они пришли в результате двух лет раскопок древних курганов вблизи города Красноярска.

Последние открытия в могильниках Енисейской Сибири доказали, что тесинцы имели свои особенные культурные черты и широкий ареал расселения.

"Тесинцев можно выделить по ряду признаков. Прежде всего по коллективным погребениям, как мы считаем, родовым склепам. Характерны также грунтовые погребения вокруг кургана-склепа, использование гипсовых масок, их формирование на черепе умершего, создание мумий. Из тела удаляли мягкие ткани, делали гипсовую маску, раскрашивали ее в разные цвета", – отметил старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Дмитрий Виноградов.

Он добавил, что для Енисейской Сибири отдельную тесинскую культуру выделил археолог Николай Кузьмин (1950–2021).

По словам Виноградова, с началом тесинской культуры в могильниках начинают появляться железные изделия, в то время как в тагарской культуре абсолютное преимущество было у бронзовых изделий. Также ярким признаком является уход на задний план скифских мотивов, присущих тагарцам. Так, вместо скифских оленей тесинцы изображали быков, более свойственных соседней цивилизации хунну. Это позволяет сделать вывод о том, что древние народы были связаны между собой.

Геополитическая обстановка того времени включала несколько сильных цивилизаций, среди которых были хунну и китайская держава. Они не только устраивали военные походы за ресурсами, но и обменивались знаниями в области культуры и инноваций, занимая особенную территорию, где несколько столетий сосуществовали представители нескольких народностей, – Минусинскую котловину.

Кипящий котел.

Эксперты называют данную область, расположенную между горными системами Южной Сибири, кипящим котлом народов. В Минусинской котловине развивалась жизнь различных племен, шел обмен промыслами и наследием.

В своей книге "Конец и вновь начало" Лев Гумилев утверждал, что она была одной из ключевых для развития Евразии точек пассионарного этногенеза – процесса, в рамках которого этносы в стремлении к собственному развитию идут на риск, в том числе на освоение новых территорий.

Начиная со II в. до н. э. на территории котловины произошли изменения, повлиявшие на судьбу всех прилегающих культур, – там оседали народы, приведенные в движение империей хунну. Вследствие такого смешения разных этносов наступило перенаселение и племена были вынуждены мигрировать ради поиска новых ресурсов. Именно на данном этапе началось формирование тесинской культуры – сочетания тагарских традиций и особенностей пришлых народов.

"Представьте огромный котел, в котором бурлила жизнь, такая полиэтническая структура, очень много разных народов. И когда этот котел переполняется, из него выплескиваются массы населения. В нашем случае они пошли дальше на север – в лесостепные районы", – пояснил Виноградов.

По мнению археологов СФУ, котловину покинули уже тесинцы, двинувшись в северные лесостепные районы, – в частности в нынешние окрестности Красноярска.

По следам жизни и смерти.

Ранее ученые полагали, что эта часть переселенцев была отрезана от тагарской культуры, оставшейся в котловине, и под влиянием местных автохтонных племен сформировала свой локальный вариант культуры с местными особенностями. Новые сведения, в том числе тождественные обрядовые технологии и правила погребения, говорят об обратном – эта часть тесинского мира не была периферией, она была в центре событий и сохраняла связь с котловиной.

"Мы обнаружили абсолютно одинаковые по технике изготовления бронзовые кинжалы в разных, удаленных друг от друга поселениях, что свидетельствует об активном их взаимодействии", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Ксения Бирюлева.

При этом эксперты отмечают разные техники погребальных обрядов тесинцев, отличающиеся по ряду признаков: возрасту, полу, социальному статусу и этническому происхождению умершего.

"У них в одной культуре, в одном памятнике, на одном кургане и в одной могиле могут быть разные погребальные обряды. Например, детей хоронили не как взрослых. Дети редко бывают в склепах, обычно мы находим их в грунтовых могилах. Различие зависит и от пола, как фиксируется в более поздних культурах. В таштыкской культуре, например, женщин сжигали, мужчин хоронили целиком. Это четко фиксируется. Мы не знаем, какие у них были верования с точки зрения религии, но это может зависеть от социального статуса разных семей. И они были, вероятно, разные по этнической принадлежности", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.

Голубоглазые предки из Азии.

Этническая составляющая тесинцев до недавнего времени оставалась загадкой. В китайских письменных источниках описаны три народа, локализующихся в тот период в Саяно-Алтае – юэчжи, гяньгуни и динлины. Последние первоначально отождествлялись с европеоидными племенами тагарской культуры.

Известный исследователь Центральной Азии Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860‒1936) на основе изучения китайских летописей в 1926 году описал характерные особенности динлинов: "рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы прямые, но иногда и вьющиеся, нос выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза".

Новые данные, полученные археологами, позволяют усилить позиции в гипотезе Николая Кузьмина о том, что тесинцы – это динлины.

А согласно его работе "Генезис Саяно-Алтайского шаманизма по археологическим источникам" (1992) можно говорить о том, что динлины/тесинцы являются предками многих народов Евразии.

Ведь следы погребальных процессов, аналогичных тесинским, можно встретить в регионах Саяно-Алтая, Байкальском и Приуральском, где длительные контакты этих племен с финно-угорскими привели к заимствованию финно-уграми ряда слов, обрядов и представлений, а в свою очередь и к появлению пласта шаманистских верований в религиозных традициях Индии, Ирана и Скифии, отмечает в своем труде Кузьмин.

Таким образом, результаты исследования специалистов меняют представление на устоявшуюся европоцентричную картину мира.

Ученые СФУ продолжают работу с памятниками наследия тесинской культуры. Еще предстоит разгадать тайны, связанные с костными останками склепов, и узнать больше о загадочном народе и его традициях. По их мнению, находки сумеют нас удивить.

Фото из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв Лев Николаевич, советский и российский учёный, писатель и переводчик, археолог, востоковед и географ, историк, этнолог, философ, сын А. Ахматовой и Н. Гумилёва.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9551 публикация
Сайт: ria.ru/20230927/nauka-1898437738.html
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...