10.05.2023 01:21
Новости.
Просмотров всего: 14948; сегодня: 8.

Какой транспорт ходил по Москве-реке в разные эпохи

Какой транспорт ходил по Москве-реке в разные эпохи

В Москве возрождается регулярный речной городской транспорт. В 2020 году после реконструкции открылся Северный речной вокзал, в апреле этого года — Южный. Оба вокзала не только встречают речные круизы, но и станут станциями городского водного транспорта.

«Мы вновь открыли Южный речной вокзал — ему полностью возвращен исторический облик и транспортная функция. Работы провели по поручению Сергея Собянина. Уверены, как и Северный речной вокзал, он станет новой точкой притяжения, любимым местом отдыха москвичей и гостей города, а также важной культурной площадкой. Здесь появилось пространство Музея транспорта Москвы, заработала первая выставка “Москва-река пассажирская”, где посетители смогут больше узнать о развитии речного городского транспорта», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Как удалось запустить судоходство на Москве-реке, которая то затапливала город, то пересыхала, почему в начале XX века катера не могли заменить конки и трамвай, когда появились первые речные трамваи, как столичный флот помогал эвакуировать жителей в годы войны и какой московский теплоход мог подойти к диким берегам в дальних селах? О развитии водного транспорта в столице рассказал научный куратор выставки главный специалист научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы Никита Голованов.

Борьба с наводнениями и засухой.

История Москвы-реки тесно связана с историей самого города. Издавна вокруг нее образовывались поселения, в ней ловили рыбу, купались и стирали одежду, по реке доставляли грузы. В проектном плане города, подписанном Екатериной II в 1775 году, реке уделили особое внимание: ее берега надлежало укрепить, отделать камнем и застроить. И, поскольку город регулярно страдал от наводнений, в 1786 году был сооружен Водоотводный канал — своего рода дублер для отвода воды. Москвичи звали его просто канавой: он напоминал сельскую речушку.

«Во второй половине XIX века эту “канаву” превратили в судоходный канал. Его расширили и углубили, построили новую Бабьегородскую плотину, а устье преградили Краснохолмской плотиной и шлюзом. В 1857 году капитан гвардии Николай Львов подал прошение “о дозволении организовать на собственный счет буксирное и пассажирское пароходство по рекам Москве, Оке и Волге”. Так зародилось Московское речное пароходство. Год спустя в плавание вышли два парохода: товарный “Москва” и пассажирский “Николай”», — рассказал Никита Голованов.

Позже открылась первая и единственная в России гидротехническая система, построенная частным обществом, — Москворецкая шлюзованная система. Она включала шесть узлов, состоящих из плотины и шлюза. Москва-река стала пригодна для судоходства на протяжении более чем 160 километров от Большого Каменного моста до впадения в Оку. В 1880-х появилось регулярное внутригородское пассажирское движение. По реке курсировали небольшие мелкосидящие пароходы. Впрочем, летним днем не всегда можно было отправиться на водную прогулку.

«В конце XIX века Москва-река была мелка. В жаркие дни река пересыхала, а уровень воды зависел от обилия осадков и от того, как часто сбрасывали воду с плотин. В путеводителях так и писали: пароходы ходят тогда, когда позволяет уровень реки. Они отправлялись от пристани каждые два часа начиная с семи утра», — отметил научный куратор выставки, показывая соответствующее сообщение в путеводителе 1905 года.

Высокая конкуренция и гибкие тарифы.

К 1910-м в Москве была высокая конкуренция в сфере речных перевозок. Пассажиров перевозили частные лица и общества, такие как пароходство Череп-Спиридовичей, Москворецкое пассажирское пароходство, Финляндское легкое пароходство. Предприниматели за свой счет обустраивали пристани и покупали суда. Пароходы плавали от Водоотводного канала неподалеку от Болотной площади до Воробьевых гор и от Москворецкого моста до Николо-Перервинского монастыря.

 «Проезд стоил 20 копеек — это в два — четыре раза дороже, чем на конке или трамвае. Поэтому водные путешествия были доступны только состоятельным людям. Судовладельцы позиционировали речные перевозки как способ проведения досуга, а не как городской транспорт. Они говорили, что вместо прогулки по пыльному бульвару приятнее провести время на пароходе — с ветерком и красивым видом», — уточнил Никита Голованов.

Моторные катера были и у Степана Крынкина, хозяина знаменитого ресторана на Воробьевых горах. Отправиться в плавание можно было с лодочной пристани заведения. У Крынкина действовали гибкие тарифы. С 11:00 до 22:00 стоимость проезда составляла 25 копеек, после 22:00 — 50 копеек. То есть цена росла в то время, когда гости, покутив в ресторане, разъезжались по домам.

Первые речные трамваи и эвакуация в годы войны.

После революции 1917 года московский флот был национализирован, а движение судов стало нерегулярным. В 1930 году оно и вовсе прекратилось — на этом настояли физкультурные организации, развивавшие на Москве-реке водные виды спорта. Однако уже спустя год благодаря вмешательству Всесоюзного объединения речного транспорта пароходное сообщение восстановили. Город начал готовиться к запуску речного транспорта.

Инфраструктуру создавали с нуля: необходим был затон для ремонта судов, пристани, вокзалы, судовые команды. На Московской судостроительной верфи занялись производством первых катеров трамвайного типа. Они-то и получили народное название «речные трамваи», которое распространилось по стране и стало именем нарицательным для всех небольших пассажирских теплоходов.

В июне 1931 года в Москве открыли первый речной вокзал. Он находился на Краснохолмской набережной (ныне — Космодамианская). Первый маршрут речных трамваев пролегал от Шлюзовой набережной до Дорогомилова. Появился и четкий график работы — с 05:30 до 01:00 с интервалом движения 20 минут. Интерьеры теплоходов были продуманы до мелочей: отделка из красного дерева, шелковые занавески, шахматные доски, сеточки для сумок. Но самое главное — они были доступны: стоимость проезда варьировалась от 10 до 30 копеек в зависимости от количества остановок. В переводе на цены 2023 года вышло бы около 60 рублей. На выставке Музея транспорта можно увидеть уникальные архивные кадры первых речных трамваев, перевозивших пассажиров по Москве-реке.

В 1937 году вместе с каналом Москва — Волга открыли два речных вокзала: Южный на Варшавском шоссе и Северный на Химкинском водохранилище. Но в 1941-м московский флот перевели на выполнение задач для нужд фронта. Теплоходы снабжали город, эвакуировали жителей, оборудование предприятий и музейные ценности. Южный речной вокзал и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации Москвы по водным путям.

«Речной транспорт работал на износ. Из двух миллионов эвакуированных горожан около 10 процентов было вывезено речниками. Только за июль 1941 году эвакуировали 110 тысяч человек, в то время как за всю навигацию 1940-го пассажиропоток на маршрутах дальнего следования составил около 160 тысяч», — добавил Никита Голованов.

Революционная «Заря» и «Московская кругосветка».

После окончания войны встал вопрос об обновлении флота. В 1948 году на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в Нагатине спустили на воду судно типа «Москвич» проекта 544. В течение последующих трех десятилетий его выпускали на разных заводах по всей стране. На долгие годы «Москвич» определил облик речных бассейнов всего СССР. Всего изготовили более 500 судов этого типа. После «Москвича» в ряды флотилии встал его старший брат — «Озерный Москвич», или просто «ОМик». На этих судах проходила практика Московского детского речного пароходства. На них учащиеся 7–10-х классов в дальних походах осваивали речные профессии.

Теплоход типа «Заря», также строившийся в Нагатине, в 1960-х произвел революцию в районах с неразвитой инфраструктурой и мелководными реками. Только «Заря» могла подойти к неблагоустроенным диким берегам в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Этот вездеход связал столицу с дальними селами. Для внутригородских перевозок с конца 1960-х начали использовать еще один столичный теплоход типа «Москва». Кстати, на выставке можно познакомиться с вымпелами основных московских пароходств — Московского речного и канала Москва — Волга.

«После того как развернулось судостроение, стали развивать и сеть маршрутов. В 1974 году действовали уже 64 внутригородских и пригородных линии. Речные трамваи снова работали как полноценный городской транспорт. Они были так популярны, что проехаться на них стало обязательной программой для туристов. В 1975 году пассажиропоток достиг 20 миллионов человек», — отметил Никита Голованов.

Самым известным речным круизом в советскую эпоху стала «Московская кругосветка». Теплоходы курсировали по кольцевому маршруту: Южный речной вокзал — Ока — Нижний Новгород — Волга — канал имени Москвы — Северный речной вокзал.

Порт пяти морей, или Возрождение городского речного транспорта.

В 1990-е годы флот был приватизирован, здания вокзалов перестали использовать по прямому назначению. Рейсовые маршруты были закрыты.

Возрождать столичный речной транспорт начали в последнее десятилетие. В прошлом сезоне по Москве-реке ежедневно ходило около 50 судов частных компаний, перевозивших пассажиров.

В год столетия запуска первых речных трамвайчиков Москву ждет еще одно обновление. Спустя 17 лет возобновят работу и будут поэтапно запущены два регулярных маршрута речного электрического транспорта. Впервые в мире на речные трассы выйдут круглогодичные электросуда. Причалы на двух маршрутах планируется вводить в эксплуатацию постепенно, с учетом ведущейся застройки и готовности набережных.

«Столица снова стала настоящим портом пяти морей. Современные маршруты разработаны с учетом актуальных схем развивающегося городского транспорта, и все же они во многом повторяют советские. Время идет, но основные точки притяжения остаются неизменными. Одним из таких адаптированных маршрутов стала переправа Северный речной вокзал — Захарково. Но сегодня речной транспорт работает круглогодично. Пассажирам не придется перестраиваться в межнавигационный период», — подчеркнул Никита Голованов.

Фото: Прогулочные теплоходы в Химках. А. Чепрунова. Июль 1955 года. Главархив Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романова (Ангальт-Цербстская) Екатерина II (София Августа Фредерика) Алексеевна, императрица и Самодержица Всероссийская.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9550 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/123399073/
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...