26.03.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7550; сегодня: 2.

Российский рынок авиагрузоперевозок: итоги 2009 года

В марте 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка грузовых авиаперевозок в России.

По итогам 2009 года спад в объёме перевезённых грузов авиационным транспортом составил 30%, а в грузообороте – 5,5%. Показатель объёма перевезённых грузов (0,7 млн. т) упал ниже уровня 2000 года, но грузооборот (3,5 млрд. т-км) снизился незначительно, не опустившись ниже показателя 2007 года.

В 2009 году отрасли несколько помогло падение цен на авиационный керосин. В среднем по российским аэропортам, по итогам 2009 года снижение цен на авиационный керосин составило 11,1%.

Государственный реестр гражданских воздушных судов России включает более 6500 воздушных судов, 2991 из них включены в свидетельства эксплуатантов.

Кризис 2008-2009 года стал самым глубоким для отрасли за последние 30 лет, и даже самые оптимистичные прогнозы показывают, что рынок вернется к показателям 2007 года только через три года.

Кризис в отрасли грузовых авиаперевозок начался в октябре-ноябре 2008 года. Наибольшее падение объемов регулярных грузоперевозок в целом по всем авиакомпаниям было зафиксировано в январе-феврале 2009 года - 23%, в целом за год – 30%. По оценке экспертов, с июля наметилась тенденция по оживлению спроса и сокращению темпов падения. Так, в июле падение грузопотока составило 11,3%, в августе - 9,6%, а в целом в 2009 году – 5,5%.

Сложившаяся ситуация на финансовых рынках практически полностью лишила предприятия отрасли кредитных ресурсов. Авиаперевозки во всем мире являются капиталоемкой отраслью и в значительной степени зависят от заемного финансирования.

Одной из проблем отрасли является состояние аэродромов и техники. В настоящее время только 62% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые взлётно-посадочные полосы. Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% выработала сроки службы и, в принципе, подлежит списанию.

В 2009 году было запланировано проведение реконструкции 11 аэродромов и 107 взлётно-посадочных полос, однако в связи с уменьшением в 2009 г. объемов финансирования по программе гражданской авиации не были завершены работы по реконструкции ВПП в аэропортах Самара, Южно-Сахалинск, Калининград, Махачкала, Магадан и систем светосигнального оборудования в аэропорту Минеральные Воды, Сыктывкар.

Основной объем грузовых перевозок в 2009 году (63,7%) был выполнен пятью авиакомпаниями: ЭйрБриджКарго, Волга-Днепр, Аэрофлот-Карго, Аэрофлот-РА, Трансаэро.

По показателю объёма перевезённых грузов, вытеснив компанию «Волга-Днепр», на первое место вышла ЭйрБриджКарго. В 2009 году объём перевезённых грузов этой авиакомпанией (198 тыс. т) более чем вдвое превысил аналогичный показатель «Волга-Днепр». ЭйрБриджКарго также занимает первое место по показателю грузооборота.

За год изменилась пятёрка лидеров по показателю грузооборота – пятое место заняла компания «Трансаэро», заняв место компании «Полёт». А по объёму перевезённых грузов в 2009 году компания «Аэрофлот – российские авиалинии», обойдя «Волга-Днепр», вышла на второе место.

Число российских авиакомпаний за 2009 год сократилось на 11 штук. По итогам 2008 года в России было 175 авиакомпаний, а по итогам 2009 – только 164. Сертификаты эксплуатантов аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», «Сибирской авиатранспортной компании», «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний» и «Авиапредприятия «ТЕСИС», ООО «Авиакомпании «Алания», ООО «Корпорация «АВИАЛЕСООХРАНА», ОАО Авиакомпания «Трансавиа-Гарантия».

В июне 2009 года совет директоров "Аэрофлота" принял решение о банкротстве дочерней грузовой компании "Аэрофлот-карго". Решение Арбитражного суда Московской области о ликвидации "Аэрофлот-карго" было принято в октябре 2009 года.

Государственная поддержка отрасли в виде субсидий банкам, выделяющим кредиты авиакомпаниям, не принесла ожидаемых результатов. Всего государство выделило в 2009 г. до 30 млрд. руб. Однако даже системообразующие перевозчики испытывали большие сложности с получением доступа к этим деньгам.


Ньюсмейкер: Discovery Research Group — 999 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...