27.03.2018 06:40
Новости.
Просмотров всего: 31616; сегодня: 3.

Эксперты «Сколково» научили сотрудников АлтГУ управлять виртуальным университетом

Опорный Алтайский государственный университет совместно с Московской школой управления «Сколково» продолжает реализацию программы повышения квалификации «Управление изменениями в опорном университете».

23-24 марта эксперты МШУ «Сколково» провели для сотрудников АлтГУ симуляционную сессию по управлению виртуальным университетом «World University Ranking». Для работы были отобраны 112 представителей учебных и административных подразделений университета, которые были разбиты на 24 команды. Аудитория 304 Л на два дня превратилась в коворкинг-офис, заполненный мониторами, проекторами и другой IT-техникой. Каждая команда должна была привести свой виртуальный вуз за условные 6 периодов, соответствующим 6 астрономическим годам, к заветной цели – топ-100 мирового рейтинга «Тimes Higher Education Ranking (THE)».

Компьютерный симулятор был разработан в 2014 г. МШУ «Сколково» и специально ориентирован на университеты проекта «5-100». Зарубежных аналогов нет. Все проектные команды университетов «5-100» прошли через этот симулятор. Он стал пользоваться большим спросом, некоторые вузы приглашали сколковцев по 3-4 раза. Симулятор используется в рамках программы «Школа ректоров», которая реализуется на базе «Сколково». Эксперты Московской школы управления уверены: симулятор будет полезным и для опорных университетов, и для федеральных и национальных исследовательских, не вошедших в проект «5-100». Всего в России проведено уже более 40 подобных симуляционных сессий.

Разработчики подчеркивают: нельзя относиться к симулятору, как к прогнозной модели или как к инструкции, которые обеспечат лидерство вузу. Симулятор создает ситуацию конкуренции, когда вузы-лидеры делят ресурсы между собой. Поэтому единой стратегии, прямого алгоритма победы здесь нет. Можно выбрать разные траектории развития вуза, которые в итоге в ходе конкурентной борьбы могут привести к победе в рейтинге. Для экспертов гораздо важнее то, как участники формулируют целевую модель, как соотносят цели с принятием решения. Важно, чтобы после игры они усвоили для себя формы стратегического мышления, а не конкретный материал, заложенный в симулятор.

23 марта, открывая первый день работы сессии, ректор опорного Алтайского государственного университета Сергей Валентинович Землюков обратился к участникам с такими словами:

«В нашем университете с прошлого года почти один раз в два месяца проводятся стратегически сессии. Так мы активно готовимся к встрече с экспертами Московской школы управления «Сколково», которое состоится в июне. Это очень важное мероприятие: ведь к нам приехал почти весь состав школы управления, который будет работать с коллективом АлтГУ и сточки зрения определения лидеров, и сточки зрения определения компетенций, и, в конечно счете, с точки зрения определения той стратегии, которую мы с вами должны поставить в основу развития вуза. В ходе симуляционной сессии ваши команды будут конкурировать друг с другом. Сегодня по-другому нельзя. На образовательном рынке выживает тот, кто видит эту конкуренцию, и в сложном режиме работает с такими компетенциями, такими кейсами, которые являются лучшими. Прошу вас отнестись к игре очень серьезно! Это игра по формальным признакам, но по содержательным – это очень хорошая тренировка в нашей с вами нелегкой работе, в которой нельзя расслабляться!».

В течение первого дня участники с помощью разработчиков освоили работу с симулятором и приступили к выполнению заданий. Три периода, после каждого аналитический разбор положения виртуального университета, закрепленного за каждой командой, в виртуальном же рейтинге, полностью соответствующем по показателям престижному мировому рейтингу вузов «Тimes Higher Education Ranking (THE)». Так называемая «паутинка» (диаграмма) текущих показателей после каждого периода наглядно демонстрировала их рост или падение. Члены команд должны были путем опыта, проб и ошибок, скрупулезного анализа понять связь различных показателей развития вуза, например, «доля НПР», «научная репутация», «доход от бизнеса», «доля иностранных студентов» и т.п., и построить стратегию, которая приведет университет в топ-100 рейтинга. При этом единый «мозг» стимулятора не просто соотносил результаты всех команд, но и учитывал конкуренцию между ними, полностью имитируя ситуацию на мировом образовательном рынке. После анализа достижений команды выступали с докладами, где делились впечатлениями от игры, говорили об удачных и неудачных решениях.

В итоге после шести периодов во второй день работы в заветную сотню пробиться не удалось ни одной команде, но вплотную приблизились к цели сразу несколько, заняв места в пределах 102-109. А вот в топ-200 смогла пробиться половина команд, что, как признали эксперты, тоже является очень хорошим результатом.

Первый проректор по учебной работе АлтГУ, выпускник «Школы ректоров-13» МШУ «Сколково» Евгений Евгеньевич Шваков так прокомментировал итоги работы симулятора:

«Следует отметить, что предложенный партнерами из «Сколково» симулятор – деловая игра, является показательной в том отношении, как надо организовать деятельность современного вуза, по каким направлениям необходимо обеспечить его развитие, с тем, чтобы он вышел в лидеры современной образовательной системы Российской Федерации и мировой системы образования. Игра, в которой наши коллеги участвовали два дня, для многих из них стала показательной в том смысле, что направление, которое взято Алтайским государственным университетом за основу, соответствует приоритетам развития ведущих вузов России. Это, безусловно, научно-исследовательская деятельность и организация научных лабораторий, международная деятельность, развитие образовательной деятельности, соответствующей по содержанию, по задачам и подходам лидерам. Думаю, что по результатам этой игры многие коллеги переосмыслят свое место в вузе, содержание своей работы и сделают упор на приоритетах развития нашего университета».

Руководитель центра образовательных разработок МШУ «Сколково» Ольга Леонидовна Назайкинская, возглавившая группу разработчиков и координаторов симулятора, посетившую АлтГУ поделилась первыми впечатлениями от итогов игры:

«Главная задача, которую помогает решить симулятор – это подготовка участников к дальнейшей стратегической сессии, которую мы планируем проводить в АлтГУ. А именно: научить разговаривать на одном языке, погрузить коллег, которые, может быть, пока не все в курсе, в мировую образовательную повестку управления университетами. Познакомить с понятием международной конкурентоспособности, с моделью исследовательского университета, с основным управленческим инструментарием, который стоит за всем этим. Вторая задача – понаблюдать за людьми в рамках подобных активностей, чтобы дать им возможность самоопределиться по отношению к дальнейшей работе. Ведь подобные форматы не всем подходят по разным причинам. Кто-то не может включаться в стратегические сессии из-за занятости, кто-то расположен к более практической работе и т.д. Мы со своей стороны делаем фиксацию людей, склонных к стратегической работе».

Ольга Леонидовна высоко оценила потенциал коллектива АлтГУ по итогам проведения симуляционой сессии:

«Коллеги из АлтГУ продемонстрировали высокую активность и вовлеченность в работу. Они приняли новый формат работы, что не всегда так легко происходит в академической среде. То есть люди открыты к новому, они готовы участвовать в деятельности по развитию вуза. Коллектив очень дружелюбный, люди хорошо относятся друг к другу, и даже конкуренция была партнерской, позитивной. Практически в каждой группе отсутствовал напускной формализм: дали задание, мы его отработали и все. Нет! Люди пытались разобраться в содержании, проанализировать симулятор, сделать какие-то выводы, то есть честно погружались в материал. Это очень качественная работа! Были некоторые сложности, но это нормально для людей, которые постоянно не погружены в управленческую деятельность».

По итогам оценки работы команд и их участников эксперты «Сколково» отберут тех, кто продолжит обучение в рамках следующей стратегической сессии под руководством специалистов московской школы управления. Она состоится в июне 2018 г.


Ньюсмейкер: Алтайский государственный университет — 3389 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...