24.07.2007 Новосибирск: власти расширят рамки поддержки малого бизнеса Пятая часть трудоспособного населения Новосибирска занята в малом бизнесе. О том, как в городе работает программа поддержки малого бизнеса, газете "Эпиграф" рассказывает первый заместитель мэра по экономическим вопросам Виктор Воронов. В.: Как Вы оцениваете развитие малого и среднего бизнеса в Новосибирске? О.: На сегодняшний день в Новосибирске существует более 23 тыс. малых предприятий, около 38 тыс. чел. зарегистрировано в качестве частных предпринимателей. Основная масса предприятий работает в секторе торговли и услуг, поэтому ситуацию развития малого бизнеса можно оценить как двойственную: с одной стороны, мы имеем высокие количественные показатели, с другой стороны, есть объективные проблемы с развитием тех направлений, которые заявлены в качестве приоритетных руководством страны. В.: Существует ли у муниципалитета заинтересованность в увеличении количества предприятий малого и среднего бизнеса и в чем она заключается? О.: Малый бизнес – необходимая часть любой рыночной экономики, и руководство города заинтересовано в его развитии, как количественном, так и качественном, по нескольким причинам. Во-первых, количество сотрудников малых предприятиях на постоянной основе составляет более 105 тыс. человек, это 18,9% трудоспособного населения города – эти цифры показывают социальную значимость малого бизнеса. Кроме того, малый бизнес – одна из основ реализации стратегии формирования среднего класса собственников. Эта задача – одна из приоритетных не только для города, но и для страны. Следует отметить тот факт, что по сравнению с крупными предприятиями малый бизнес более гибок и быстрее реагирует на меняющиеся потребности потребителя. В-третьих, поступления в бюджет города налогов и арендных платежей от малого предпринимательства составляет почти четверть от всех собственных доходов бюджета города. В.: Какие направления малого бизнеса являются приоритетными для города и почему? О.: С одной стороны, малый бизнес, как любое предпринимательство, существует только в тех сферах, где он необходим потребителю, и мы не можем прямо навязывать присутствие малого бизнеса в тех или иных отраслях. С другой стороны, существуют приоритетные направления, без которых невозможно устойчивое развитие города и региона, – это наука и товарное производство, прежде всего инновационное. В.: В чем заключаются проблемы развития приоритетных направлений и как они будут решаться? О.: Основа поддержки малого бизнеса – прежде всего последовательная федеральная политика, в рамках которой регионы имели полномочия, связанные с кредитованием и налоговыми льготами для малого бизнеса. Пока, к сожалению, мы не имеем таких полномочий. Другая сложность развития приоритетных отраслей связана с тем, что деятельность в приоритетных сферах требует капитальных финансовых вложений, а извлечение прибыли происходит далеко не сразу. Наука и производство организационно гораздо более сложные отрасли, чем, например, торговля, поэтому создание технопарка в Академгородке – адекватный способ решения финансовых и организационных проблем в этой сфере. В городе действуют федеральная и городская программы поддержки малого бизнеса, однако в ней пока не предусмотрена поддержка отдельных представителей среднего и малого бизнеса. Создавая новую программу на 2008-2010 годы, мы попробуем несколько расширить рамки поддержки малого бизнеса и, возможно, уже в 2008 году начнем реализацию финансовой поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства – товаропроизводителей, строительного и инновационного бизнеса. В.: Управляющие компании в сфере ЖКХ только начинают работать. Есть ли реальные способы контроля их деятельности? О.: Обоснованные жалобы на работу управляющих организаций – один из универсальных критериев оценки качества поставленных услуг. Взаимоотношения собственников жилья с управляющими организациями в соответствии с Жилищным кодексом РФ регламентируются договором управления, утверждаемом собственниками на общем собрании. В примерном договоре управления, рекомендованном Координационным советом по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Новосибирска, предусмотрено представление управляющей организацией отчетов о выполнении условий договора, о проделанных работах за прошедший отчетный период, о результатах рассмотрения и принятия мер по жалобам и заявлениям собственников и членов их семей за отчетный период. К тому же не стоит забывать, что около 40% жилищного фонда находится в собственности муниципалитета, а это значит, что у администраций районов есть реальная возможность контролировать качество поставляемых услуг. В.: Ежегодно ставится задача увеличить доходы городского бюджета за счет приватизации и аренды. Каковы достижения в этой области и в чем заключаются проблемы? Существуют ли другие перспективные источники увеличения доходной части городского бюджета? Какой будет политика городских властей в этом направлении в ближайшие несколько лет? О.: Доходы от использования муниципального имущества складываются из доходов от приватизации и доходов от аренды. В 2006 году доходы от приватизации возросли по сравнению с 2004 годом более чем на 1 млрд руб., доходы от аренды возросли на 0,3 млрд руб. Активный процесс приватизации не привел к снижению доходов от аренды имущества, которые ежегодно увеличиваются. Следует отметить, что некоторое снижение доходов от аренды имущества прогнозируется только в 2008 году. В период окончательного этапа приватизации в 2009-2010 годы темпы приватизации значительно снизятся, планируется получить доход в городской бюджет: в 2009 году около 700 млн руб., в 2010 году – около 300 млн руб. Муниципалитет вынужден продлить период приватизации муниципального имущества в силу того, что в отдельных нежилых помещениях выявлена самовольная неоформленная реконструкция, и данные помещения не могут быть проданы в 2007-2008 годах. Подготовка правоустанавливающих документов на реконструированные помещения требует значительного времени и финансовых средств. За последние 3 года структура доходов бюджета изменилась. Существенно возросли доходы от использования и продажи земельных ресурсов. Так, прирост доходов в I полугодии 2007 года составил: от приватизации – 800 млн руб., от аренды имущества – 40 млн руб.; от земельных ресурсов – более 600 млн руб. Полагаем, что прирост налоговых доходов и доходов от использования земельных ресурсов в ближайшие годы перекроет снижение доходов от аренды и приватизации имущества. В 2007 году план поступлений доходов в бюджет города от аренды и продажи земельных участков составляет 1343,7 млн руб. В настоящее время предполагается увеличить план поступлений доходов в бюджет города от аренды и продажи земельных участков до 1765,7 млн руб. (на 24%). План поступлений денежных средств от использования земельных ресурсов предполагается увеличить в основном за счет реализации земельных участков на торгах, а также за счет заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, с установлением арендной платы за землю на основании отчета независимого оценщика. В рамках подготовки земельных участков к торгам было освоено новое направление предоставления земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Во II квартале 2007 года для комплексного освоения в целях жилищного строительства были проданы права аренды 2-х земельных участков площадью 52,3585 га и 13,4150 га, расположенных на территории Ленинского района в жилом районе Затон. Поступления в бюджет города от продажи права аренды данных земельных участков составили 87,55 млн руб. В III квартале 2007 года для комплексного освоения в целях жилищного строительства предполагается к продаже право аренды земельного участка площадью 17,0071 га, расположенного в Калининском районе по ул. Свечникова, 2. Начальная стоимость права аренды земельного участка составляет 119,6 млн руб. В настоящее время ведется работа по формированию 6 земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства и для дальнейшей реализации на торгах. В.: Как Вы относитесь к проблеме лицензирования строительной деятельности? Муниципалитет будет контролировать этот вопрос? О.: Вопрос об отмене лицензирования, по нашему мнению, принят поспешно, без учета существующей ситуации и принятия соответствующих нормативных документов взамен лицензирования. В строительной отрасли России могут работать две модели – государственная и саморегулируемая, причем последняя должна действовать в качестве точечного эксперимента. Механизм саморегулируемых организаций в строительстве должен пройти определенную обкатку в России, для начала в порядке рыночного эксперимента. Нужно ужесточить требования к лицензии, которое на данном этапе работает эффективнее саморегулирования. Благодаря лицензированию мы можем контролировать качество работы строительных предприятий, решая в том числе и вопросы безопасности инвестиций в строительство. ИА "Альянс Медиа" |