10.07.2007 Алтайский край: «ASBA-консалтинг» подготовила аналитический обзор МП 5 июня на 11 съезде предпринимателей специалисты компании «ASBA-консалтинг» провели опрос предпринимателей. Результаты исследований показали, что среди приглашенных большинство - представители районов Алтайского края и г. Барнаула, именно это позволило специалистам оценить ситуацию развития малого предпринимательства не только на уровне города, но и по территории всего Алтайского края. Маркетинговый анализ помог выявить основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса. Как отметили предприниматели, большинство из которых работают на рынке уже более 10 лет, основной проблемой является, как ни странно, правовая незащищенность малого предпринимательства, также были отмечены - низкий платежеспособный спрос, высокая стоимость кредита, высокий уровень налогообложения. Помимо этого основная часть жалоб предпринимателей направлена не на высокий уровень конкуренции или низкую квалификацию кадров, а на избыточный контроль со стороны государственных органов. Тем не менее предприниматели строят оптимистичные прогнозы по приобретению новых помещений и оборудования, уповая на поддержку администрации, которая, как отмечено самими участниками опроса, оказывает существенную помощь в развитии предпринимательской деятельности. Радует и тот факт, что в большинстве своем представители малого предпринимательства – оптимисты, рассчитывающие на динамичное развитие и финансовое процветание в следующем году . В опросе приняли участие 90 представителей МП. Большинство опрошенных предпринимательскую деятельность осуществляют в районах Алтайского края - 65%, в городе Барнауле - 24% опрошенных и в других городах - 11% опрошенных. Малые предприятия, участвовавшие в съезде принадлежат к различным отраслям хозяйствования. Значительный процент опрошенных составили торговые предприятия - 66%, второе место в равных соотношениях заняли – промышленные предприятия и предприятия общественного питания (по 13%), по 10% - заняли предприятия сельского хозяйства и сферы услуг; предприятия строительной отрасли, транспорта и связи – по 6%, и незначительную долю составили представители сфер деятельности – финансы, кредит и страхование. По итогам проведения опроса представителей малого бизнеса были выделены четыре основных группы по критерию «период функционирования». Предприятий работающих на рынке более 10-ти лет - 39%, от 5-ти до 10-ти лет – 36% , от 3-х до 5-ти лет – 17% и 7% составили предприятия, которые осуществляют свою деятельность менее 3-х лет. Основная часть опрошенных предпринимателей имеет партнёров лишь на территории Алтайского края (67%), 30% предпринимателей имеют партнёров на территории своего района, 27% имеют партнёров на территории своего населенного пункта. 14% предприятий сотрудничают с организациями, расположенными на территории Западно-Сибирского региона, 14% сотрудничают с предприятиями, расположенными в других регионах, 4% и 3% предприятий работают с партнерами в странах СНГ и других странах соответственно. Характеризуя условия развития МП за последние два года, 44% предпринимателей считают, что условия улучшились, 38% - не заметили никаких изменений, и 18% отмечают ухудшения условий для развития МП. Представителям малого бизнеса был задан ряд вопросов, которые были направлены на выявление проблем в сфере малого предпринимательства. Так, говоря о существенных препятствиях для развития бизнеса, большинство респондентов отметили «правовую незащищенность предприятий» - 53%, также к наиболее серьёзным препятствиям в развитии бизнеса отнесли: «низкий платежеспособный спрос» - 50%, «высокая стоимость кредитов» - 41%, и «высокий уровень налогообложения» - 38%. К существенным проблемам отнесли – «избыточный контроль» со стороны государственных структур (28%), «коррупция чиновников» (27%), «несовершенство законодательства» (23%), «низкая квалификация персонала» (22%), «неразвитость инфраструктуры поддержки МП» (20%). К менее значимым отнесли – «политическая нестабильность» (16%), «низкий уровень обеспечения безопасности» (11%), «сложность бухучета и отчетности» (11%), «недостаток информации» (10%). Отвечая на вопрос, от чьих действий, прежде всего, зависит развитие МП, значительная часть предпринимателей ответила, что развитие МП в равной мере зависит как от бизнеса, так и от власти – 52%, 19% - склонились к тому, что более значимая роль в этом вопросе принадлежит властям. Практически в равном соотношении были мнения о значительной роли регулирования рынка (14%) и бизнеса (13%), 3% опрошенных затруднились ответить. Говоря об организациях, затрудняющих деятельность МП, бизнесмены отметили ряд структур. Перечень возглавили следующие организации – Роспотребнадзор – 17%, Налоговые органы 14%, МЧС – 10%, Энергонадзор – 10%, СЭС – 9%. Так же были отмечены БТИ, Комитет по земле, УВД, Главархитектура. По мнению предпринимателей, помощь в деятельности предприятия оказали: Администрация края / города / местное самоуправление – 57%, банки - 23%, НП Алтайский Союз предпринимателей – 11%, так же были отмечены Управление по предпринимательству, Центр поддержки предпринимательства. Оценивая ситуацию с информационным обеспечением, основная часть респондентов (37%)отметила, что систематически сталкивается с трудностями в получении информации, 34% - утверждает, что информационная обеспеченность не является проблемой, 22% - отмечает сложности в получении некоторых видов информации. Следует отметить, что в основном проблему с получением информации отмечают представители МП из районов Алтайского края. Предпринимателям было предложено оценить следующие аспекты бизнес- образования: Подготовка и переподготовка предпринимателей - оценку неудовлетворительно дали 36% опрошенных, удовлетворительно – 31%, положительные оценки хорошо и отлично дало меньшее число респондентов - 9% и 2% соответственно. Подготовкой и переподготовкой наемных работников абсолютно не довольны - 45% опрошенных, 42% - считают этот показатель удовлетворительным, оценка «хорошо» была выставлена только 11%, и лишь 1% опрошенных предпринимателей - отметил отличный уровень подготовки. Качество обучения удовлетворительным назвали 50% опрошенных, неудовлетворительным – 20%, 18% оценили «хорошо», и отличную оценку поставило вновь меньшинство – 4%. Стоимость обучения большинство предпринимателей оценили как высокую, соответственно они выставили неудовлетворительную оценку по этому показателю (50%). Определили стоимость как «удовлетворительную» 32% опрошенных предпринимателей, 13% сочли стоимость обучения приемлемой и оценили этот показатель как «хорошоо», 20% дали оценку «отлично». Характеризуя доступность информации о возможностях обучения, респонденты в большинстве отметили, что удовлетворены информационным обеспечением в этой области – 38%, 27% - считают, что информации вполне достаточно, 22% - дали оценку «хорошо», и выявлена неудовлетворенность данным показателем у меньшинстве опрошенных, что составило 13%. Представителям малого предпринимательства задавался ряд вопросов, касающихся перспектив развития их предприятия. Сначала предпринимателям было предложено оценить финансовое положение собственного предприятия. 53% оценили свое положение как среднее, 35% говорят о финансовой устойчивости, неустойчивым положение назвали 11% предпринимателей, и лишь 1% оценил - как близкое к ликвидации. Анализ прогнозов предпринимателей об изменении ситуации на предприятиях в следующем году показал, что большинство опрошенных придерживается мнения о том, что ситуация улучшится – 47%, не изменится – ответили 33%, 18% затруднились с ответом, и ни один из представителей СМП не спрогнозировал ухудшение в деятельности предприятия в будущем году. Говоря о желаемых изменениях в деятельности предприятий, 60% опрошенных стремятся к повысить уровня квалификации кадров, в равных соотношениях были отмечены цели по приобретению (расширению) новых помещений и нового оборудования – по 42%, 41% - отмечают желание снизить издержки в деятельности предприятия, 32% хотели бы найти более перспективный вид деятельности, о надеждах на улучшение ведения бухгалтерской отчетности и финансовых документов высказались 24% опрошенных, а 17% стремятся изучить рынок конкурентов и потребителей. ИА "Альянс Медиа" |