25.07.2007  Новосибирск: массовая автомобилизация увеличивает спрос на автошколы

   
   За последние два года количество автошкол в Новосибирске выросло с 50 до 70. По мнению предпринимателей, в городе уже сложился рынок автошкол. Спрос на личный автотранспорт неуклонно растет. А, значит, и число желающих научиться вождению увеличивается. И хотя конкуренция усиливается, дефицита в курсантах ни одна из автошкол пока не испытывает. Предприятия открывают дополнительные отделения, стараются разнообразить спектр услуг, разработать гибкий график обучения, обновить парк машин и оборудования. Многие оказывают помощь в прохождении медкомиссии, принимают выездные экзамены, а иногда и демпингуют.
   По мнению некоторых бизнесменов, за расширением спектра услуг последует сегментирование рынка. Сейчас большинство автошкол – братья-близнецы для среднего класса. Предприниматели считают, что скоро должны появиться элитные школы, где учебная программа будет рассчитана на дорогие иностранные автомобили. Еще один перспективный сегмент – курсы повышения квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет – с ростом достатка люди стали пересаживаться на более дорогие спортивные авто.
   Многие предприниматели надеются на то, что в ближайшее время Министерство образования модернизирует программу обучения. Так, можно сократить количество учебных часов по устройству автомобиля. Машины стали сложнее и люди все реже сами ремонтируют их, предпочитая пользоваться услугами СТО.
   По словам участников рынка, лучшая реклама для автошколы – личная рекомендация. Это особенно характерно для старых обучающих организаций. Молодые предприятия могут продвигать свои услуги с помощью рекламы в газетах, справочниках и объявлений на остановках городского транспорта. У любой школы должна быть заметная вывеска или штендер в месте ее нахождения. Другие носители – теле- или радиореклама, по словам предпринимателей, практически не дают эффекта. Естественно, что рекламировать автошколу можно только после получения лицензии.
   По приблизительным подсчетам предпринимателей, на открытие автошколы требуется около 1 млн руб. Конечно, можно и сэкономить, закупив вместо 5-6 автомобилей только два. Но при таком маленьком автопарке школа получит очень маленькие годовые квоты на обучение.
   Во всех учебных машинах обязательно нужно продублировать органы управления. Такая модернизация обойдется в 15-20 тыс. руб. на каждый автомобиль. Эти услуги оказывают только специализированные мастерские.
   Оборудование полноценного учебного класса стоит весьма немалых денег. Комплект учебных пособий – это все основные агрегаты и системы автомобиля, плакаты с правилами дорожного движения, знаками и разметками, материалы по общему устройству машины, правила для оказания медицинской помощи и манекены для отработки этих навыков на практике.
   Необходимое автошколе оборудование перечислено в «Программе по обучению водителей транспортных средств категории В», которую можно получить в Министерстве образования. Комплект специализированных пособий стоит $3-4 тыс.
   Чтобы минимизировать затраты, некоторые предприниматели советуют купить подержанный ВАЗ-2109, можно даже не на ходу, и разобрать его на «учебные материалы». В некоторых автошколах устройство автомобиля преподают по плакатам. На обустройство учебного класса партами, стульями и учебной доской уйдет еще около 60 тыс. руб.
   Ежемесячное обслуживание автомобилей обходится примерно в 1,5-2 тыс. руб. за каждую единицу техники. Бизнесмены советуют обратить особое внимание на условия гарантии производителя.
   Если после переделки автомобиля в учебный гарантийное обслуживание сохранится – это значительно уменьшит затраты владельца на техобслуживание.
   Сроки окупаемости бизнеса – 1,5-2 года. При этом школа приносит прибыль, даже если группы укомплектованы лишь на 2/3. Если при школе есть автодром, сроки окупаемости могут быть немного меньше – площадка повышает престиж школы и позволяет привлечь новых клиентов. Владельцы могут получать дополнительный доход, сдавая автодром в аренду конкурентам.
   Владельцы автошкол уверены, что предприятие может управляться наемным директором, и подходит для диверсификации бизнеса учредителя, сообщает газета "Эпиграф".
   ИА "Альянс Медиа"