08.06.2008  Барнаул: товаропроизводители переходят на евростандарты

   Торговый комплекс федеральной сети "Лента" в Барнауле в рамках пресс-тура поделился секретами своего успеха.
   По словам чиновников из городской администрации, присутствие компании в Барнауле позитивно сказалось как на работе местных поставщиков, так и на конечном потребителе. Кроме того, компания "Лента" выполняет главные задачи: создает налогооблагаемую базу, рабочие места и задает европейские стандарты качества для местных ритейлеров и поставщиков.
   В ходе экскурсии директор ТК "Лента" Лола Жигальцова рассказала о составляющих логистической цепочки (система управления движением товаропотоков, начиная от формирования заказа поставщику и заканчивая выкладкой товара в торговом зале), лежащей в основе рабочего процесса "Ленты". Отсутствие складских помещений дает возможность значительно экономить на издержках и иметь минимальную наценку на товар, что позволяет удерживать цены на 5% ниже среднегородских.
   Ассортиментная матрица стандартного гипермаркета "Лента" составляет 13 000-15 000 наименований товара и формируется на основе АВС-анализа - одного из дополнительных механизмов качественного ведения ассортимента (75% наиболее оборачиваемого товара).
   Как для покупателя магазин начинается со входа, так для магазина все начинается с зоны приемки товара - грузовой зоны, где товары от поставщика принимаются только на специальных европаллетах и в строго отведенное время.
   Важную роль при приемке товара играют терминалы сбора данных, где указывается название продукции, а также ее штрих-код.
   Свидетельствами конкурентоспособности "Ленты" являются также свое кулинарное и мясное производство, активное продвижение собственных торговых марок (более 600 наименований товаров). Особое значение имеет товар, выставленный на торцах торговых рядов, так называемые промоместа, массированная выкладка товаров поставщика. "Лента" и поставщик являются постоянными союзниками в вопросах продвижения товара, его рекламы, поэтому сеть активно привлекает поставщиков к участию в промопредложениях - своих каталогах, акциях и дегустациях. Анализ промомероприятий показывает устойчивый рост объема продаж.
   Выгодно отличают "Ленту" также преференции по отношению к продукции местных поставщиков (в настоящее время доля местных товаропроизводителей растет и составляет около 27%), привычной и востребованной у покупателя. "Впрочем, при переговорах с алтайскими производителями порой не обходится без трудностей, - утверждает Лола Жигальцова. - Зачастую проблемы связаны с тем, что поставщик, заявив о желании сотрудничать с нами, не способен выполнить ряд требований, которые компания предъявляет абсолютно ко всем своим бизнес-партнерам. Подобные условия сотрудничества существуют во всем цивилизованном мире, и переход на подобный формат в России - лишь вопрос времени".
   За время работы с торговой сетью в городе местные поставщики реально ощутили увеличение объемов продаж, смогли расширить рынок сбыта и вышли с "Лентой" в другие регионы. В частности, по словам начальника отдела продаж местного рыбоперерабатывающего предприятия "Диаф" (120 наименований продукции на прилавках "Ленты") Натальи Тагильцевой, для любой компании присутствие на полках федеральной сети - это, прежде всего, признание эффективности собственного бизнеса. "Требования к качеству продукции в первую очередь стимулируют нас - поставщиков - к постоянному его улучшению и совершенствованию системы контроля над ним. Кроме того, федеральная сеть дает возможность выйти за пределы своего региона. Проработав три месяца в Барнауле, мы начали осуществлять поставки и в Новосибирск. Сейчас готовимся к Омску. Это расширение рынков сбыта, увеличение ассортимента, товарооборота и прибыли", - утверждает Наталья Тагильцева.
   До 30% всех жителей городов присутствия "Ленты" говорят, что ассортимент именно продуктов питания является для них главной причиной выбора магазина.
   Следовательно, можно предполагать, что от посещения магазина откажется столько же покупателей в случае, если они не найдут нужный товар, и примерно столько же могут потерять в обороте другие поставщики.
   Власти Барнаула в ходе экскурсии отметили, что жесткие требования сети, безусловно, положительно сказываются на местных поставщиках. "Качество товара улучшается, постепенно производители переходят на качественно новый уровень - евростандарты", - комментирует зампред комитета по потребительскому рынку и услугам мэрии Барнаула Наталья Чмерева.
   Как заявил председатель комитета городской администрации по промышленности, предпринимательству и рынку труда Александр Рождественский, городской администрации импонирует предоставление "Лентой" преференций местным товаропроизводителям. "В целом интересы сети и поставщиков совпадают, препятствий для входа в принципе вообще не должно возникать. На экскурсии по "Ленте" мы также увидели многоступенчатый контроль за качеством продукции собственного производства - готовых салатов и кулинарной продукции", - отметил чиновник.
   По мнению большинства участников, главное - то, что "федералы" наглядно показали эффективность своих принципов взаимодействия с местными поставщиками. На первый план выходит понятие эффективного сотрудничества для удовлетворения нужд потребителя. Это подтверждает, что лишь за 10 месяцев работы с компанией в Барнауле "экспансия" местных товаропроизводителей в сеть выросла с 10% до 27%. Важно заметить, что это именно те поставщики, которые сумели принять правила игры, где начинает действовать закон больших чисел.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"