23.05.2008 Томская область может передавать успешный опыт развития МП регионам Томская область представила потенциал малого предпринимательства на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе СФ, состоявшемся 22 мая. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, предваряя выступления участников заседания, отметил, что малому бизнесу не приходится жаловаться на отсутствие внимания к нему, однако "в большинстве случаев это внимание вниманием и ограничивается, но новые заявления руководства РФ настраивают на несколько иной лад, внушая надежду на скорые качественные изменения в отрасли": совет по малому бизнесу уже начал работу в Правительстве РФ, а 26 мая в Москве состоится представительный Всероссийский форум «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке». Первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская представила свой регион как занимающий девятое место по ВРП (220 млрд рублей, что составляет 1% общероссийского ВВП). Томская область, по ее словам, входит в пятерку регионов-лидеров по развитию малого бизнеса. «Наша главная стратегическая цель – повышение качества жизни, доходов населения. И в стратегии развития Томской области до 2020 года делается особый акцент на создание питательной предпринимательской среды, продуцирующей новое творчество, новый тип деловой активности», - заявила О.Козловская. Конкурентными преимуществами области при подготовке стратегии развития явились развитый научно-образовательный комплекс, качество человеческого капитала, природные ресурсы, а приоритетами развития – информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, электротехника и приборостроение, нефтегазовый комплекс, атомный комплекс, пищевая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, газонефтехимический комплекс, сельское хозяйство. «Каждый третий житель области, занятый в экономике, имеет высшее образование, у нас 5 тысяч кандидатов наук на 1 млн населения, 100 тысяч студентов, 12-13 тысяч которых каждый год заканчивают институты», - отметила О.Козловская. Регион, богатый минеральным сырьем, располагает на сегодня крупнейшими запасами не только нефти, но и железной руды, леса, создал благоприятные условия для возникновения и функционирования малых предприятий в области сервиса. Доля малого предпринимательства в ВРП области измеряется 11,5%, доля инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций области – 15%, доля численности занятых на малых предприятиях (без учета индивидуальных предпринимателей) в общей численности занятых – 22,7%. Томская область лидирует в стране и по объему инвестиций малых предприятий на душу населения, занимая четвертое место по приросту числа малых предприятий на тысячу человек населения и доле численности работающих в малом предпринимательстве. В регионе работает более четырехсот инновационных предприятий, и ежегодно возникает до тридцати новых. Ежегодный прирост объема производства наукоемких предприятий – 40%, инновационный сектор обеспечивает 30% прироста промышленного производства области. «Мы считаем, что малые предприятия надо «доращивать» до средних, и федеральная практика «одно предприятие – один вид поддержки» нас не совсем устраивает. Мы горды тем, что среди претендентов на размещение технико-внедренческих зон (ТВЗ) Томская область оказалась одной из лучших. В нашей ТВЗ уже разместилось 14 резидентов, а на ближайшем заседании в Минэкономразвития мы представим еще 9 проектов», - заключила О.Козловская. Начальник Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Андрей Трубицын добавил, что упор в Томской области сделан на развитие именно инновационного предпринимательства – во-первых, а во-вторых – на развитие предпринимательства в муниципальных образованиях. Система центров поддержки МП, 32 кредитных кооператива, 5 производственных бизнес-инкубаторов, три из которых размещены как раз в муниципальных образованиях, система комплексного консалтинга в сочетании со льготными ставками аренды для инновационных МП гарантируют малому предпринимательству региона долгое и динамичное развитие. «Мы обратили особенное внимание на молодежное предпринимательство, выстроив «цепочку» от школьной скамьи до успешного бизнеса. Наш «Школьный Университет» уже заинтересовал крупнейшие высокотехнологичные компании мира, включая Microsoft и Hewlett-Packard. Трижды, в 2004-ом, 2005-ом и 2007-ом годах, мы завоевывали звание лучшего региона по развитию МП, а недавно приз «Золотой Меркурий» за динамичное развитие МП вручил нам президент ТПП РФ Евгений Примаков», - обобщил достижения региона А.Трубицын. Заместитель председателя Государственной думы Томской области Александр Куприянец уточнил, что малое предпринимательство является для томских законодателей не только фактором развития экономики, но и средством увеличения числа рабочих мест. С 1994 года областная дума приняла пять программ развития и поддержки МБ. «Мы считаем, что у нас сложилась нормативно-правовая база для поддержки МБ, успешно работает Фонд поддержки МБ, создана вся необходимая инфраструктура, областной бюджет выделяет деньги на ее развитие. Мы также поддерживаем фермеров и хозяев личных подворий, понимая, что кроме рубля, есть и другие методы поддержки и развития сельского предпринимательства», - заключил А.Куприянец. Глава администрации Моряковского сельского поселения Алексей Костин отметил, что созданные недавно кредитные коорперативы и бизнес-инкубатор позволят моряковскому малому предпринимательству сполна продемонстрировать потенциал жителей поселения. «У людей, у молодежи после победы в конкурсе Минэкономразвития на создание бизнес-инкубатора проснулся интерес к бизнесу – есть первые резиденты, закуплено оборудование. Сразу же на первый план стали выходить отношения с монополистами – поставщиками электроэнергии, газа и воды, отдельный разговор предстоит и с банкирами, существют кадровые проблемы, но все эти трудности преодолимы», - считает А.Костин. Член Совета по малому и среднему предпринимательству СФ ФС РФ, ректор-президент столичной Академии малого бизнеса Владимир Стрелков сообщил, что в связи с тем, что «генетический потенциал» сегодняшнего малого предпринимательства почти исчерпан, академия разработала панорамный, краткосрочный (48 часов), интенсивный и дешевый обучающий курс для нового поколения российского предпринимательства. Руководитель выставочных программ Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) Вадим Саюшев заметил, что «Дни малого и среднего бизнеса» становятся публичной площадкой для всей страны – на адрес ВВЦ в связи с проведением «Дней малого и среднего бизнеса» поступило более пятисот заявок от половины российских регионов. Во время проведения выставки эксперты определят качество, наукоемкость и конкурентоспособность представленной экспонентами продукции с целью последующего преобразования выставки во всероссийскую научно-техническую ярмарку. Томичей В.Саюшев призвал активнее использовать ВВЦ как средство популяризации своего опыта, в частности, в сфере молодежного предпринимательства, в том числе в рамках ежегодной выставки «Научно-техническое творчество молодежи (НТТМ)». ИА "Альянс Медиа" |