03.08.2008 Алтайский край: сетевики приходят на рынок продовольственного ритейла Доминирующими тенденциями рынка продовольственного ритейла Алтайского края в прошлом году стали увеличение крупноформатной и сетевой торговли и переход к качественному улучшению менеджмента. На алтайский рынок вышли крупноформатные игроки федерального масштаба — «Лента» и франчайзи «Патэрсона». Участники рынка прогнозируют дальнейшее продвижение на рынок брендов федерального и международного уровней, а также консолидацию активов участников рынка. Ритейлеры продолжают укреплять свои позиции в городе за счет привлечения новых покупателей, но открытия новых магазинов пока не планируют. На сегодняшний день ведущей продовольственной сетью в крае является «Мария-Ра» (на 1 июня 2008 года — 86 объектов в Алтайском крае). Продолжают развитие продуктовая сеть «Аникс» — 71 магазин, а также «Хелми» — 22, «Пятерочка» — 20, «Раздолье» — 18, «Холидей Классик» — 9. Доля ведущих сетей в розничном товарообороте ежегодно возрастает и, по разным оценкам, составляет от 15% до 30%. В 2007 году два супермаркета «Патэрсон» открыла по франчайзингу новосибирская компания ООО «Сибирьторг», ООО «Лента» (Санкт-Петербург) открыло торговый комплекс с одноименным названием. Как пояснил начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Вадим Кузнецов, основной тенденцией развития потребительского рынка в прошлом году стало увеличение крупноформатной и сетевой торговли с высоким уровнем насыщенности товаров и предоставляемых услуг. Так, в 2007 году «Мария-Ра» открыла 28 магазинов на территории края и других регионов, в том числе торгово-развлекательный центр в Бийске; сеть «Аникс» — 15 магазинов в Барнауле, Бийске, Зональном и Целинном районах края; «Раздолье» — четыре магазина в Барнауле и «Хелми» — один магазин в Хабарском районе. Доминирующим форматом, по словам Вадима Кузнецова, является магазин «у дома», где лидер — «Мария-Ра». «Всего же количество продовольственных магазинов края, по данным администраций городских округов и муниципальных районов, в настоящее время составляет 3100 единиц. Обеспеченность населения торговыми площадями по итогам 2007 года в среднем по краю составила 410 кв. м на 1 тыс. жителей, что значительно выше норматива (300 кв. м). Вместе с тем отдельными сельскими районами края до сих пор не достигнут установленный уровень», — констатирует он. По информации председателя комитета по потребительскому рынку администрации Барнаула Бориса Шелякова, на продовольственном рынке Барнаула работают 22 сети, объединяющие 258 магазинов. Наиболее крупные: «Мария-Ра» — 62 магазина, «Раздолье» — 18, «Пятерочка» — 17 и компания «Холидей» — 10. В прошлом году на рынке ритейла в Барнауле появились «Лента», «Патэрсон», образовались новые местные сети ООО «Карамель», «Винотека», «Форне» и «Островок». Доминирующий формат — магазины «у дома» площадью до 150–180 кв. м, однако отмечается тенденция роста товарооборота в крупных магазинах. В настоящее время в краевом центре работают 618 продовольственных магазинов торговой площадью более 70 тыс. кв. м. Насыщенность рынка Барнаула торговыми площадями оценивается как близкая к достаточной. Средняя «шаговая доступность» — 8 минут, максимальная — 13 минут. Эксперты считают, что рынок алтайского ритейла находится на подъеме и, несмотря на достаточно низкий официальный уровень жизни населения по сравнению с другими сибирскими регионами, является перспективным для продвижения как региональных, так и федеральных брендов. Однако владелец сети «28 апельсинов» (ООО «Старые традиции») Павел Тулин отмечает, что местные сети, прежде активно растущие, в конце прошлого и начале этого года резко затормозили развитие. Кроме того, по его мнению, наметился переход от популярного прежде формата жесткого дискаунтера к средне- и высокоценовым форматам. Так, отказ «Холидея» от ценовой борьбы с «Марией-Ра» привел к существенному росту цен в сети, и «Холидей» четко занял позицию магазина среднего класса. Кроме того, «Холидей» вывел на рынок новый формат — «Турне» — супермаркеты премиум класса (в конце года супермаркет «Турне» откроется в торгово-развлекательном комплексе «Европа») и получил определенное преимущество перед конкурентами. Ведь на сегодняшний день премиумный формат крайне слабо представлен в сибирском ритейле. Прошедший год на Алтае ознаменовался приходом игрока крупного формата — сети «Лента». Это событие стало своего рода проверкой на прочность для региональных операторов. Экспансию федеральных игроков аналитики рынка прогнозировали уже давно, однако она была осуществлена лишь в 2007 году с приходом «Ленты» и «Патэрсона». По мнению начальника отдела маркетинга компании «Лента» Алексея Орлова, с открытием торгового комплекса «Лента», а также на фоне планирующихся открытий «Меги» и «Метро Cash & Carry» в регионе появляются магазины современного формата, представляющие широкий ассортимент товаров по низким ценам. «Продажи и результаты исследований показывают, что жители Барнаула позитивно оценили наш магазин, — рассказывает Алексей Орлов. — За первые полгода работы около трети барнаульцев побывали в «Ленте», а почти 15% стали регулярными покупателями сети (результаты телефонного опроса, проведенного независимой исследовательской кампанией «О + К« в январе-марте 2008 года). При этом более 80% покупателей удовлетворены ассортиментом и уровнем цен, которые предлагаются. Мы продолжаем укреплять свои позиции в городе за счет привлечения новых покупателей, но открытие новых магазинов сети пока не планируется». Павел Тулин добавляет, что «федералы» даже немного задержались. «Можно смело открывать еще три-четыре площадки федерального масштаба, — уверен Тулин. — Безусловно, это повлияет на перераспределение сил. Но произойдет лишь корректировка рынка — ни в коем случае не поглощение и не замещение. Пострадают в первую очередь одиночные магазины. Но они всегда были заложниками ситуации». Директор по корпоративному управлению компании «Новые торговые системы» (Новосибирск, развивает в Барнауле сеть «Патэрсон» на условиях франшизы) Александр Агеев отмечает, что алтайский ритейл имеет свои особенности: в крае значительная часть населения сельское, что вносит корректировку в стратегию развития ритейлеров. «В отличие от тех же Кузбасса и Новосибирской области, где весь рынок сосредоточен в мегаполисах, на Алтае перспективным направлением является также продвижение в райцентры. Этот сегмент играет и будет играть немаловажную роль в ежегодном приросте алтайского ритейла на 15–20%», — полагает Александр Агеев. Что же касается возможного появления в крае новых крупных игроков, то, по данным Вадима Кузнецова, о своем намерении войти в край заявили многие крупные ритейлеры: «Метро», IKEA, «Мосмарт», «Поляна» (г. Кемерово). Однако на сегодняшний день месторасположение будущих объектов не определено. Один из новых игроков, приход которого анонсируется уже на протяжении полутора лет, — группа компаний «Самарский деловой мир» (СДМ). Она намерена летом 2008 года приступить к реконструкции площадей Алтайского моторного завода (АМЗ), где должен расположиться торгово-развлекательный комплекс. Открытие будет ориентировочно во втором полугодии 2009 года. По информации пресс-службы СДМ, общая площадь будущего ТРК составит примерно 62 тыс. кв. м, на которых разместятся продуктовый гипермаркет площадью 13 тыс. кв. м, гипермаркет электроники и бытовой техники, мебельный центр и зона развлечений. Объем инвестиций не разглашается. В СДМ утверждают, что на сегодняшний день качественных торгово-развлекательных центров, в которых был бы представлен пул известных розничных операторов, в крае нет. Этим, а также выгодным территориальным расположением площадей АМЗ — на пересечении крупных транспортных артерий — и аргументируют свой интерес к строительству в Барнауле представители СДМ. Доминирующими тенденциями, полагает Вадим Кузнецов, в ближайшее время станут укрупнение сетевых операторов и формирование сети высокотехнологичных крупноформатных объектов. Что же касается перспектив развития рынка Барнаула, то, как утверждает Борис Шеляков, он достаточно уплотнен, и все будет зависеть от роста доходов барнаульцев. При положительном развитии появятся и новые крупные сетевые игроки, и новые магазины класса премиум. Местные сети продолжат развитие путем поглощения мелких ритейлеров. А по мнению Александра Агеева, неизбежно продолжится процесс консолидации активов крупных межрегиональных и федеральных сетей. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |