15.11.2007 С какими рисками сталкиваются лизинговые компании Александр Герасимчук, экономист компании "Аргумент" (Красноярск), считает, что лизинговые компании сталкиваются с теми же рисками, что и все субъекты предпринимательства, работающие на российском рынке. Политические риски возникают вследствие изменения социально-политической ситуации в стране и возможности недополучения дохода или потери собственности в связи с этим. Макроэкономические — в связи с ожиданием подъема или кризиса в экономике, изменением ставки банковского процента, уровнем развития банковской сферы, снижением роста ВНП и т. п. Правовые — в связи с постоянным изменением юридической базы и противоречием законодательства, затрудняющим ведение предпринимательской деятельности. Большая группа рисков связана непосредственно с предметом лизинга: риск невозврата — когда лизингополучатель отказывается возвращать лизинговое имущество, риск утраты — когда лизинговое имущество физически утрачено, риск невозможности реализации оборудования на вторичном рынке и т. д. Портфельный риск — неадекватное распределение портфеля лизинговых контрактов между лизингополучателями, концентрация лизингового портфеля у одного лизингополучателя или у группы компаний, принадлежащих к одной отрасли промышленности. Риски, связанные непосредственно с осуществлением деятельности лизингополучателя: менеджмент, качество управления компанией, корпоративные противоречия, отзыв лицензии, конкурентоспособность лизингополучателя в отрасли, квалификация специалистов, работающих на оборудовании, полученном в лизинг, утрата платежеспособности лизингополучателя, мошенничество, форс-мажорные обстоятельства и т. п. «В нашей компании служба экономической безопасности тщательно проверяет потенциальных лизингополучателей на стадии заключения договора лизинга, предусмотрено значительное обеспечение лизинговой сделки. Обязательное страхование и постоянное инспектирование предметов лизинга, мониторинг экономической ситуации у лизингополучателя позволяют контролировать положение дел», - отметил А.Герасимчук. Владимир Евдокимов, генеральный директор компании "АльянсРегионЛизинг" (Новосибирск), считает, что основными рисками в лизинговом бизнесе являются кредитный риск лизингополучателей и операционный риск основной деятельности (оформление и сопровождения лизинговой сделки). Со II квартала компания начала формирование собственной риск-службы. На сегодня система риск-менеджмента описана, формализована в процедурах и сертифицирована. Качественная проработка и структуризация лизингового проекта и последующий контроль исполнения по формализованным критериям позволяют минимизировать операционный риск, а тщательный анализ кредитоспособности и последующий мониторинг финансовой отчетности лизингополучателя позволяют контролировать кредитный риск. По словам Марины Мельниковой, начальника финансового отдела компании "Титан-лизинг" (Иркутск), в работе лизинговой компании выделяются три основных вида рисков: клиентский риск- неисполнение клиентом обязательств; риск производителя — производитель оказывается "недобросовестным"; риск ликвидности предмета лизинга. Каждая компания разрабатывает свои меры по минимизации этих рисков, но тем не менее суть их одинакова: анализ клиента и его кредитной истории, внимание к качеству и длительности "жизни" поставщика, адекватный прогноз цены на предмет лизинга на вторичном рынке. «Наша компания является независимой лизинговой компанией и ориентирована главным образом на качество клиентов, а не на их количество. Работает закономерность Парето, когда 20% наших клиентов дает 80% наших продаж. Есть в этом и положительные, и отрицательные стороны, потому что любой ключевой клиент рано или поздно может уйти, нанеся урон клиентам, с которыми наладились тесные отношения. Это тоже своего рода риск, минимизировать который мы стараемся путем постоянного совершенствования отношений с клиентами», - сказала М. Мельникова. Так, например, задача менеджера по работе с клиентами — сделать все возможное, чтобы никакие внутренние проблемы компании их не касались. Очень важно, чтобы эти менеджеры умели работать в команде и обладали определенными полномочиями для решения проблем, которые могут возникать. Иными словами, менеджеры по работе с ключевыми клиентами обеспечивают взаимодействие подразделений компании таким образом, чтобы их заявки выполнялись как можно быстрее и лучше. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |