23.10.2006  Новосибирск: прибыль может принести малый и средний наукоемкий бизнес

   Повышение профессионального уровня персонала компании не только вызывает уважение у клиентов и партнеров, но и увеличивает шансы компании на успех в рыночной борьбе. Участие в обучающих тренингах и семинарах руководители многих компаний воспринимают как возможность получить опыт высококвалифицированных специалистов в сфере управления. Одной из таких возможностей стал семинар на тему «Совет директоров: зачем он нужен, и как им управлять», организованный Учебным центром «Суперкадры». Семинар проходил под руководством бизнес-консультанта, магистра управления из США Нади Крылов. В интервью газете «Континент Сибирь» она поделилась своим мнением об особенностях и перспективах малого и среднего бизнеса в Сибири.
   В.: Вы приезжаете в Новосибирск не в первый раз. Замечаете ли изменения в развитии малого и среднего бизнеса?
   
О.: На последнем семинаре, где речь шла о «ценовых войнах», я столкнулась с таким явлением, как активное проникновение московских игроков на местный рынок. Реакции руководителей местных компаний противоречивы. Одни возмущены, но их меньшинство. В основном руководители готовы не воевать, а именно конкурировать, улучшать свой продукт, создавать более тесные связи с поставщиками. Более того, малые и средние компании часто имеют преимущества перед монополистами: крупные компании нередко теряют качество сервиса, так как их производство масштабно и автоматизировано. Поэтому шансы на успех возрастают у тех предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые понимают, что нужно найти свою нишу, конкурировать в узком сегменте и не замахиваться на общий рынок.
   В.: Что можно сказать о состоянии малого и среднего бизнеса, глядя на опыт компаний, руководители которых пришли к вам сегодня?
   
О.: Их компании уже прошли жесткий отбор на рынке, выдержав конкуренцию и сохранив устойчивое положение. Если предприятие вкладывает деньги в подобные образовательные тренинги и семинары, это говорит о его серьезных планах и о том, что на оплату обучения есть свободный капитал. Фирмы-«однодневки» не будут вкладывать деньги в обучение персонала. Среди тех, кто приходит ко мне не в первый раз, многие создали свое дело «с нуля». Я вижу положительные изменения. Компании успешно развиваются, им удалось преодолеть тот кризис, который переживают малые и средние предприятия в первые годы своего существования.
   В.: Какие особенности отличают региональный бизнес, что он может противопоставить федеральным игрокам?
   
О.: Мне кажется, сильной стороной местного регионального бизнеса всегда была привычка действовать автономно от центра. В Москве, например, бизнес больше рассчитывает на бюрократию, связи, а здесь люди начинают что-то делать без значительной поддержки «сверху», поэтому они более самостоятельны в решении проблем. В столице большую роль играют финансовые ресурсы. Региональный бизнес компенсирует это независимым мышлением и творческим потенциалом.
   В.: Какие перспективы вы видите у местного малого и среднего бизнеса?
   
О.: Местному бизнесу трудно развиваться, потому что рынки сбыта расположены далеко. Необходимо создавать бизнес, независимый от транспорта и объемов продукции. В регионе, где так много университетов, есть прежде всего необходимый интеллектуальный ресурс для создания малогабаритных продуктов, но обладающих высокой ценностью. Я думаю, не стоит входить в тяжелые производственные отрасли. Здесь прибыль может принести наукоемкий бизнес, например, производство программного обеспечения. Сейчас для успешного развития регионального бизнеса необходимо создавать условия для высокого качества жизни, что повысило бы привлекательность региона в целом. Та же «Силиконовая долина» успешно развивается в том числе и потому, что Сан-Франциско — мировая культурная столица. Необходимы инвестиции в развитие культуры, производственной и социальной инфраструктуры, что будет импульсом и к развитию новой индустрии, а это, в свою очередь, создаст условия для кооперации бизнеса по всему региону.
   В.: Как сформулировать универсальное правило успешности в бизнесе?
   
О.: Надо всегда отдавать себе отчет в том, что вы собой представляете и что ваша единственная неотъемлемая ценность — это слово. Нужно обращать внимание на то, что и как вы говорите, и отвечать за свои слова.
   В.: Вы имеете в виду, что репутация и авторитет имеют первостепенное значение в бизнесе?
   
О.: Репутация должна иметь основание и подкрепляться реальными ценностями, а не быть просто манипуляцией. Сложность в бизнесе заключается в умении быть честным прежде всего с клиентом.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"