26.03.2008 СФО: три жизни лизинга Рынок лизинговых услуг в Сибири развивается стремительными темпами: в 2007 году объем нового лизингового бизнеса увеличился на 80% по сравнению с 2006 годом и достиг 22,8 млрд руб. Наибольшую долю новых сделок заключили самостоятельные лизинговые компании (76%). На рынке лизинговых услуг выделяют несколько видов компаний: аффилированные с банками; кэптивные, которые ассоциируются с производителем и являются дочерними структурами крупных холдингов и финансово-промышленных групп; и самостоятельные лизинговые компании. Их происхождение во многом определяет основные бизнес-задачи, тактику поведения и стратегию развития. В целом по Сибирскому федеральному округу преобладают самостоятельные лизинговые компании. Но есть и исключения. "Например, на рынке Иркутской области значительную долю (75-80%) занимают компании, аффилированные с банками, это и неудивительно, потому что главный вопрос в лизинге — источник денежных средств для финансирования проектов. Оставшиеся 20-25% примерно одинаково распределены между независимыми и кэптивными лизинговыми компаниями", — констатирует начальник финансового отдела ООО "Титан-лизинг" (Иркутск) Марина Мельникова. Самостоятельные лизинговые компании по существу выступают прослойкой между банком и предприятием. По словам генерального директора ЗАО "Сибирская лизинговая компания" (Кемерово) Софии Мороз, "самостоятельная компания особенно выигрышна для представителей малого и среднего бизнеса, а также для начинающих свое дело хозяйствующих субъектов. У этих категорий клиентов-заемщиков обычно отсутствуют требуемые банками имущество, отчеты, залоги. Самостоятельные лизинговые компании представляют интерес и для крупных предприятий, которые ценят оперативный подход, ориентированный не столько на формальные правила и процедуры, сколько на гибкое и динамичное решение любых вопросов, возникающих в процессе подготовки и реализации лизинговой сделки". По мнению руководителя финансового отдела ООО "ЛК "Механика роста Лизинг" (Красноярск) Елизаветы Гаевской, в отличие от аффилированных или кэптивных компаний отсутствие структур, с которыми так или иначе необходимо согласовывать политику компании, позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка. Основным преимуществом самостоятельной лизинговой компании, по мнению начальника отдела лизинговых операций ЗАО "Сибирская Лизинговая Компания" (Новосибирск) Ольги Петиной, являются "универсальность в выборе поставщика продукции и финансовой организации для осуществления финансирования, а также быстрое принятие решения по запуску новых лизинговых продуктов, возможность работы в разных отраслях и сегментах рынка и отсутствие ограничений на продуктовую линейку". Свобода выбора поставщиков и источников финансирования дает большие преимущества самостоятельной лизинговой компании, но наряду с этим возникают и трудности. Путь к "длинным" и "недорогим" ресурсам трудный и долгий, таким образом, принятие решения о заключении интересных крупных сделок может затягиваться. Во всех остальных случаях самостоятельные лизинговые компании могут похвастаться диверсификацией источников финансирования. К примеру, как отмечает генеральный директор ЗАО "Первая лизинговая компания" (Новосибирск) Николай Подсосов, самостоятельная компания поддерживает отношения с несколькими банками и может переориентироваться на работу с другим источником финансирования. К тому же, как утверждает директор ООО "ИТ Финанс" (Омск) Олег Кузнецов, "банки более охотно сотрудничают с самостоятельными лизинговыми компаниями". Изначально большинство лизинговых компаний создавалось как инструмент для достижения определенных целей внутри каких-либо структур. Так, для банков создание аффилированных лизинговых подразделений преследовало цель развития кредитного направления. По мнению генерального директора Группы лизинговых компаний "АльянсРегионЛизинг" (Новосибирск) Владимира Евдокимова, любая аффилированность дает возможность осуществлять канальные продажи, то есть пользоваться информационными ресурсами (например, клиентской базой) и инфраструктурой продаж. На рынке присутствует ряд принципиально разных моделей аффилированности: от моделей "бэк-офис", когда лизинговая компания юридически оформляет и хранит на своем балансе сделки своей группы, и "отдел продаж", когда лизинговая компания продает готовый и ранее разработанный группой продукт, например, лизинг автомобилей, до таких структур, как "ВТБ-лизинг" или Лизинговая компания УРАЛСИБ. Риск-рейтинг таких компаний не может быть выше рейтинга группы, что не позволяет занимать дешевле. У аффилированных с банком лизинговых компаний существует как минимум два минуса. Во-первых, это строгое следование правилам банка. По словам Софии Мороз, "главный проигрыш таких компаний в том, что они подчиняются правилам банка, которые обычно очень формализованы, поэтому заключение договоров связано с представлением неоправданно большого пакета документов, длительными сроками рассмотрения проектов, ограничениями по типу лизингополучателей, видам лизингового имущества, действующим в банке. По сути, такие лизинговые компании лишены большинства степеней свободы в своем бизнесе, они менее гибкие и оперативные". Ольга Петина также соглашается с вышесказанным: "Зачастую из-за сложности структуры управления, необходимости согласования возможности финансирования с банком и большого количества необходимой документации: требуют такие формы обеспечения, как поручительство лизингополучателя, безакцептное списание денежных средств со счетов клиента, перевод самих счетов в свой банк, поддержание определенных оборотов". Марина Мельникова уточняет, что главным препятствием является "анализ лизингополучателя по его бухгалтерской отчетности, а не по реальному состоянию компании. Как правило, это сопровождается длинным принятием решения о совершении сделки, и на любом этапе заключения сделки она может сорваться, если не окажется какого-то документа или обнаружится, например, текущий судебный иск на мизерную сумму". Во-вторых, финансовая зависимость от банка. Как отмечает Николай Подсосов, "в случае проблем у банка возникают проблемы финансирования и у лизинговой компании. Если же аффилированная компания идет искать финансирования у другого банка, ее статус тут же размывается". Тем не менее аффилированные компании обладают своими преимуществами. Прежде всего, это прогнозируемый источник финансирования. По мнению Николая Подсосова, "компания, аффилированная с банком, обладает определенными преференциями. Сюда можно отнести стоимость и "длину" денег. Сторонняя компания не может рассчитывать на преференции такого рода. Если лизинговая компания имеет солидный и надежный источник финансирования лизинговых операций — это большой плюс и ее несомненная выигрышность". Далее — использование клиентской базы банка. Как отметила Ольга Петина, "если сравнивать банковских лизингодателей с независимыми лизинговыми компаниями, то первые обладают некоторыми конкурентными преимуществами при вхождении в регионы, так как, по сути, уже имеют всю необходимую инфраструктуру — ее не нужно создавать с нуля. Это позволяет значительно снизить первоначальные затраты". При этом наличие клиентской базы банка помогает лизинговым компаниям находить потенциальных лизингополучателей. И третье — это эффект экономии благодаря наличию единых служб и технологий лизинговой компании и банка. По словам Марины Мельниковой, "сотрудничество со службой безопасности банка, наличие информации о кредитных историях потенциальных лизингополучателей, клиентов банка минимизируют риски недобросовестности". Тенденция создания лизинговых компаний при крупных производителях особенно заметна у поставщиков оборудования и техники. Как сказала Елизавета Гаевская, "кэптивные лизинговые компании, как правило, создаются для удовлетворения тех или иных потребностей холдинга и не работают со сторонними клиентами. В случае, когда лизинговая компания создается для распространения продукции связанных организаций, она может предложить клиенту более выгодные условия за счет более низких цен на приобретаемое имущество. Кроме того, клиенту могут предложить более удобные условия поставки и сервисного обслуживания предмета лизинга, риск срыва поставки или поставки некачественной продукции сводится к минимуму. Преимуществом таких компаний является возможность привлечения финансовых ресурсов от связанных организаций по цене ниже рыночной". София Мороз считает, что "кэптивная лизинговая компания имеет преимущества в решении корпоративных, "внутрихолдинговых"задач". Наряду с преимуществами у кэптивной лизинговой компании существует так называемый потолок. По словам Марины Мельниковой, "кэптивная компания работает на одном уровне, как правило, без инициативы к продвижению своих услуг в рамках существующего холдинга и для его же нужд". У каждого вида лизинговых компаний есть свои плюсы и минусы. При этом высокий объем спроса на лизинговые услуги дает возможность практически каждому игроку занять свою нишу. А сходство условий предоставления имущества в лизинг лидеры рынка компенсируют опытом, клиентской базой, уровнем профессионализма и скоростью работы. Так, по данным лизинговых компаний, в Сибири в 2007 году наибольший объем новых сделок с грузовым транспортом заключили самостоятельные компании (67%), на втором месте кэптивные компании — 20% и 13%, — аффилированные с банком. В секторе пассажирского транспорта также наибольшую долю составили самостоятельные компании (44%), но лизинговые компании при банках вышли на второе место — 32%, кэптивные — 24%. Интересное распределение получилось в сегменте железнодорожного транспорта: 70% общего объема новых сделок заключили аффилированные с банком компании и 30% — самостоятельные компании. Еще один сегмент, в котором аффилированные компании преобладают над самостоятельными, — оборудование для добычи полезных ископаемых: банковские компании — 54%, самостоятельные — 46%. В остальных сегментах лизинга самостоятельные лизинговые компании занимают ведущую позицию в Сибири главным образом за счет таких компаний, как "АльянсРегионЛизинг", Сибирская Лизинговая Компания (Новосибирск), "ДельтаЛизинг", "Механика роста Лизинг" и "ГЛАВЛИЗИНГ". ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |