03.07.2007  Алтайский край: развертывание ОЭЗ – уравнение с неизвестными

   Туристическую и игорную зоны в Алтайском крае вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), генеральный директор агентства ООО "Хорст-Тур" Елена Шушакова охарактеризовала как "уравнение со многими неизвестными", неоднократно подчеркивая то, что работа над этой программой ведется властями края в сугубо закрытом режиме. Об этом она заявила на 14-ой международной конференции "Россия 2007: на пороге перемен?".
   По словам Елены Шушаковой, концепция развертывания на Алтае турзоны состоит из двух этапов. Первый - "Бирюзовая Катунь" - продлится до 2012 года, в него планируется инвестировать более 7 млрд рублей бюджетных средств и более 3 млрд рублей - внебюджетных. Второй этап начнется с 2026 года, в этот период планируется создать анклав курортно-рекреационных местностей. На этом этапе планируется инвестировать 38 млрд рублей, из которых 20 млрд рублей - бюджетные средства.
   "Для того чтобы "Бирюзовая Катунь" начала сегодня функционировать, необходимо создать инфраструктуру, реконструировать аэропорт, до 2010 года проложить железную дорогу, для строительства которой заложено 470 млн рублей. Сейчас еще решается вопрос, где лучше расположить аэропорт: в Бийске или построить его поближе к "Бирюзовой Катуни", - напомнила Елена Шушакова.
   Постановление о создании на территории Алтайского края ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" было подписано в феврале 2007 года. Для размещения ОЭЗ выбрана территория общей площадью 32,3 кв. км, расположенная на левом берегу реки Катуни в районе горы Красный камень в Алтайском районе. Там будут созданы туристский комплекс круглогодичного действия, гостиничный комплекс, коттеджный поселок, объекты культурно-развлекательного, оздоровительного назначения, деловой центр для развития бизнес-туризма.
   Как сообщила Елена Шушакова, для развертывания турзоны на Алтае построено 45 км автодорог, проложено более 6 км ЛЭП, действуют 4 артезианские скважины, 4 электростанции, 2 горнолыжных спуска и туристско-гостиничные комплексы, определены границы туристско-рекреационной зоны. Кроме того, принят закон о снижении налоговой ставки для резидентов ОЭЗ до 13,5%, формируется территориальный орган по управлению зоной (40-50 человек). "Все это происходит в обстановке скрытости и без участия самого туристического бизнеса",- заметила Елена Шушакова.
   Как сообщалось ранее, игорную зону на Алтае планируется создать в 25 км от с. Солоновка в Смоленском районе. Ее развертывание также будет проходить в два этапа: до 2009 года предполагается создание инфраструктуры, после этого начнется возведение развлекательных объектов. Создание инфраструктуры для игорной зоны должно стимулировать развитие строительства, энергетики, предприятий общественного питания, развлекательных учреждений, разрешить ряд социальных проблем. Однако насколько будет востребована игорная зона на Алтае, по мнению г-жи Шушаковой, оценить пока сложно.
   Не верит вице-президент АРАТа и в нормальное развертывание турзоны в регионе. На сегодняшний момент в крае насчитывается 124 турфирмы, что составляет 0,75% от количества малых предприятий в крае. Доход туристической отрасли в 2006 г., по расчетному методу, применяемому г-жой Шушаковой, учитывающему профильную часть доходов транспорта, общественного питания, санаторной отрасли и пр., составил порядка 600 млн рублей.
   В туриндустрии региона имеется 600 мест круглогодичного размещения и порядка 4 000 мест летнего размещения. Также имеется 50 санаториев с 4 000 мест размещения. "А мы планируем привлекать более 5 млн человек в год!" - эмоционально подчеркнула турэксперт.
   Достаточно скромен вклад туриндустрии и на рынке труда. Постоянно работает в этом секторе 545 человек, в сезон привлекается порядка 2000 человек. "Кроме того, уже сейчас заметен дефицит трудовых ресурсов", - отмечает Шушакова. В то же время стоит отметить, что зарплаты в турбизнесе крайне низки, часто они не достигают даже средней отметки по краю, высока доля сезонных работников.
   Серьезные сомнения у г-жи Шушаковой вызывают и последствия привлечения на Алтай многомиллионного контингента туристов. "Регион может потерять свою уникальность и экологичность, с которыми мы позиционируемся среди других туррегионов страны", - аргументирует свою позицию Елена Шушакова. По ее мнению, массовый туризм сделает Алтай неинтересным для туристов-экстремалов и любителей дикой природы.
   ИА "Альянс Медиа"