03.02.2010  Омская область: "черные списки" не пугают малый бизнес

   В последнее время "черные списки" неплательщиков — предприятий и предпринимателей — начали публиковать все больше госструктур: судебные приставы, УФАС, Пенсионный фонд, фонды ОМС. Этими реестрами начинают активно пользоваться госструктуры при проведении тендеров, службы безопасности банков, компании, ищущие в регионе партнеров.
   Впрочем, эксперты уверены, что большинство компаний к включению в реестры должников относится индифферентно.
   Омское управление Федеральной службы судебных приставов опубликовало новый, первый в этом году "черный список" неплательщиков. На этот раз в него попало более 2000 компаний и бизнесменов региона, а суммы их задолженностей колеблются от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. В реестр вошли только злостные неплательщики, более полугода уклоняющиеся от оплаты налогов в бюджеты всех уровней, а также от выплаты зарплаты своим сотрудникам.
   Именно эти статьи являются основными причинами формирования задолженности.
   Как пояснил главный специалист — эксперт Управления ФССП Омской области Евгений Виниченко, "черный список" неплательщиков в регионе начал формироваться осенью 2008 года. Изначально в него вошло более 800 предприятий. За полтора года он существенно разросся.
   Сегодня в реестре 38 ФГУПов. Самое крупное предприятие-неплательщик — ФГУП "Омский завод подъемных машин", имеющий задолженность и по зарплате, и перед бюджетом. В реестре также 303 ОАО, 306 ЗАО и 2926 обществ с ограниченной ответственностью. "Чаще всего в списке должников встречаются компании, работающие в строительной отрасли. Самым крупным из них является ООО "Компания "ОмСтрой-2001", — говорит Виниченко.
   Впрочем, "черный список" не статичен, а постоянно находится в движении: кто-то гасит долги, кто-то выходит на банкротство и при реализации имущества гасит часть или всю задолженность.
   Напомним, подобные списки в последнее время стали появляться на сайтах госструктур. Так, в октябре минувшего года активную публичную кампанию против неплательщиков-юрлиц начал Томский ФОМС ("Должников отлучат от ОМС", "КС" № 42 от 29.10.2009). Последствия попадания в реестры должники уже почувствовали на себе. "Должники, желающие остаться на рынке, начинают прилагать усилия, чтобы их исключили из "черного списка", и это не удивительно. Нашим реестром как информационной базой начали пользоваться госструктуры, проводящие тендеры. Начиная с декабря 2009 года они сделали 50 запросов по предприятиям, подавшим заявки на участие в аукционах. Ранее такого не было. Около 30 претендентов оказались в списке должников, — рассказывает господин Виниченко. — Кроме того, по нашей информации, списки мониторят службы безопасности банков, собирающие всю информацию о финансовом состоянии текущих и потенциальных клиентов. И наконец, ими интересуются сами компании, работающие на рынке региона или планирующие на него выйти, при выборе партнера для проведения каких-либо сделок".
   Впрочем, эксперты отмечают, что сейчас попадание в реестры должников особого риска для компаний не несет. "Если фирма крупная и известная, то она не допустит такой ситуации, а обычно в гостендерах участвуют и выигрывают именно такие крупные компании, да и на рынке сегодня партнеров ищут среди известных игроков. Если же фирма небольшая, то попадание в "черные списки" на ней никак не отразится. Ее клиентам, тем более если это физические лица, во-первых, не всегда доступны данные списки, во-вторых, возможно, у них даже желания не возникнет в них заглядывать. Кроме прочего, у мелких фирм всегда есть "радикальный выход" — сменить юридическое лицо, — комментирует ситуацию руководитель отдела оценки и бизнес-планирования Консалтингового центра "Алтекс" Александр Герман. — Открытие-закрытие компаний в России пока не слишком затратный процесс, поэтому если это необходимо для дальнейшего развития бизнеса, малый бизнес успешно пользуется им. Недаром с февраля поднимаются в два раза госпошлины на регистрационные действия".
   Старший менеджер департамента госконсалтинга компании "Развитие бизнес-систем" Алексей Калинин также полагает, что данные списки несут, пожалуй, только моральную угрозу: если у компании проблемы с госструктурами, с ней небезопасно иметь дело, возможно, у нее серьезные финансовые проблемы.
   Впрочем, по словам господина Калинина, их применение весьма проблематично.
   Для формального использования списков должников в госзакупках нет оснований, а частные партнеры просто не смогут отследить все возможные реестры, ведь поиск информации требует времени.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"