22.12.2007  СФО: поле битвы — логистика

   Молочные гиганты «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) переходят в Сибири на новый этап соперничества — от наращивания активов к соревнованию в плане логистики. Вслед за компанией «Юнимилк» «Вимм-Билль-Данн» взялся за решение логистических задач в Сибири. ВБД собирается в следующем году начать строительство логистического центра на базе новосибирского завода «Сибирское молоко». Эксперты полагают, что для ВБД необходимость строить собственный распределительный центр обусловлена тем, что в Сибири компания не нашла дистрибьютора, отвечающего ее запросам.
   «Вимм-Билль-Данн» — крупнейший в России производитель молочных продуктов и один из лидеров рынка соков. Доля российского рынка компании составляет порядка 30%. В Сибири располагает пятью производственными предприятиями и является лидером рынка в таких городах, как Омск и Новосибирск.
   Как сообщил региональный директор по Сибири и Дальнему Востоку ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Николай Новосельцев, на строительство центра в Новосибирске уйдет порядка $4 млн. «Комплекс будет обрабатывать продукцию разных предприятий ВБД, но наибольшую долю, конечно, будут занимать продукты, производимые «Сибирским молоком», — сказал он. — Поэтому комплекс будет представлять собой единое целое с производственным предприятием. В данном случае это оптимальный вариант».
   По оценке компании «ФИНАМ», заявленной компанией суммы инвестиций может хватить на строительство довольно крупного распределительного центра площадью порядка 10 тыс. кв. м. Впрочем, новосибирские эксперты в этом сомневаются. «Принимая во внимание тот факт, что нижняя граница стоимости строительства складов класса «А» составляет не меньше $500 за квадратный метр, можно предположить, что в планах компании — строительство терминала площадью около 8000 кв. м», — утверждает директор сибирского филиала компании Tablogix Евгений Новиков. По мнению генерального директора ООО «Русские инвесторы — Сибирь» Андрея Панченко, денег и вовсе хватит не больше чем на 5 тыс. кв. м.
   Руководство компании «Вимм-Билль-Данн» рассчитывает на то, что строительство комплекса прежде всего улучшит работу с сетями и позволит довести до потребителя качественный продукт. «Современный высокотехнологичный логистический комплекс позволит нам предложить дистрибьюторам и розничным продавцам совершенно новый уровень сервиса по поставкам продукции, — пояснил Николай Новосельцев. — Он также позволит существенно сократить время доставки в магазины товаров с небольшими сроками хранения, для которых свежесть является одним из главных потребительских качеств».
   По словам экспертов, такое решение логистических задач действительно является эффективным. «Строительство собственного логистического комплекса значительно повышает эффективность работы компании, — рассказала менеджер по PR компании «Сибирский гурман» Ольга Черныш. — У нас несколько иная специфика работы, чем у ВБД, — наш продукт в принципе не может размораживаться. Поэтому когда мы арендовали складские помещения, в том числе у «Хладокомбината» , приходилось дополнительно решать вопросы погрузки-разгрузки машин-рефрижераторов. Даже то небольшое время, которое занимают эти действия, может негативно сказаться на качестве продукции из-за резкого перепада температур. Сейчас холодильный терминал у нас находится в непосредственной близости от производства, что очень удобно».»
   Как добавил Евгений Новиков, скорее всего для ВБД необходимость строить собственный распределительный центр обусловлена тем, что в Сибири компания не нашла дистрибьютора, отвечающего ее запросам: «Насколько мне известно, ранее «Вимм-Билль-Данн» пользовался услугами сторонних компаний в плане дистрибуции. Решение строить собственный центр значит только то, что существующие условия перестали устраивать растущие потребности их бизнеса. Это может быть как уровень собственной логистики, так и острый дефицит складов в Новосибирске».
   Особенно интересными выглядят планы «Вимм-Билль-Данна» строить логистический центр на фоне реализации подобного проекта их главным конкурентом на рынке — компанией «Юнимилк», которая также намеревается начать строительство распределительного центра. Проекты находятся примерно на одной стадии. По словам директора по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павла Исаева, в настоящий момент есть концепция будущего логистического центра, но работы по его строительству начнутся только в наступающем году и завершатся к началу 2009 года. На протяжении последних двух лет компании активно занимались наращиванием активов в Сибири. Сейчас этот процесс завершен, и соперничество переходит на новый уровень: модернизация сибирских предприятий и логистика. На данный момент у «Вимм-Билль-Данна« в регионе шесть активов: «Манрос-М», «Сибирское молоко», «Карасукский молкомбинат», ЗАО «Рубцовский молочный завод», ОАО «Назаровское молоко» и молочный комбинат «Ангарский». «Юнимилк» контролирует пять заводов: ОАО «Милко», ОАО «Кемеровский молочный комбинат», ОАО «Завод молочный «Новосибирский«, ЗАО «Том-Мас» и ОАО «Маслокомбинат Чановский».
   Как считает аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков, оценить, у кого из компаний окажется конкурентное преимущество в результате единовременной оптимизации логистических процессов, пока нельзя. «Доля ВБД на рынке Сибири, по нашим оценкам, составляет порядка 25%, доля «Юнимилка« — около 20%. Говорить о весомом конкурентном преимуществе после строительства пока рано — речь идет скорее не столько о расширении влияния, сколько о закреплении позиций как с той, так и с другой стороны, — пояснил он. — Подобное строительство — логичное продолжение развития бизнеса, когда компания стремится обеспечить себе необходимое и независимое жизненное пространство. Противостояние и относительный паритет сохранится и дальше — в принципе, такое положение в целом устраивает обе компании».
   «Необходимость строительства РЦ обоснована и для «Вимм-Билль-Данна», и для нас, — добавил Павел Исаев. — Территория большая, сибирский рынок — самый дорогой в плане логистики. Здесь много потребителей, но на очень большом расстоянии. Потому компании и заинтересованы вкладывать инвестиции в более эффективное решение логистических задач. Сейчас позиции в регионе у нас практически одинаковые, и в случае единовременного создания логистических центров мы будем идти «ноздря в ноздрю».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Континент Сибирь"