23.05.2003 Кемеровская область: если предприниматели действительно хотят что-либо изменить, им надо вести открытый диалог с администрацией Начальник Департамента экономического развития администрации Кемеровской области Дмитрий Аганин рассказал о проблемах налогообложения малого бизнеса в регионах. По его словам, в 2002 году нормативные акты были приняты федеральными законодателями в сыром виде, с большим количеством недостатков и упущений, что создало множество проблем как органам региональной власти, так и предпринимателям. Администрации Кемеровской области, как и другим регионам, пришлось решать, как в этих условиях соблюсти баланс интересов: обеспечить достаточную наполняемость бюджетов и при этом установить приемлемый уровень налогообложения, чтобы не загубить предпринимательство в Кузбассе. По мнению Аганина, жалобы предпринимателей на непомерные налоги со стороны государства во многом безосновательны. Анализ показывает, что за 4 года (с 1999 года – года введения Налогового кодекса) налоговая нагрузка на промышленные предприятия области возросла. В то же время налоговая нагрузка на торговлю и общественное питание – то есть на предприятия малого бизнеса - за тот же период сократилась почти вдвое. Создавая добавленной стоимости лишь в три раза больше, чем торговля и общественное питание, промышленники платят налогов почти в 20 раз больше. Таким образом, основные платежи в бюджет осуществляют промышленные предприятия, а поступления от малого бизнеса невелики. Тем не менее, власти, поддерживая предпринимательство, стараются ослабить и это налоговое давление. В частности, в марте текущего года был принят закон о внесении изменений в областной закон о едином налоге на вмененный доход, который обеспечил большую дифференциацию уровня данного налога в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности, позволил понизить уровень налога в спальных районах малых городов, в сельской местности. Основная «нагрузка», по мнению Аганина, идет отнюдь не со стороны государства. Это подтверждают и расчёты самих предпринимателей. Весьма значительны их расходы на оплату тепла и электроэнергии, что связано с постоянным повышением тарифов естественных монополий. Основные затраты – арендная плата за помещения и торговые места. У большинства предпринимателей ее размер сопоставим с величиной начисленных налоговых платежей. Большая часть предпринимателей платит аренду не государству, а частным лицам и организациям – владельцам помещений, рынков, которые устанавливают высокие ставки, пользуясь тем, что предприниматели разрознены и не могут отстоять свои интересы. И получается, что основная часть прибыли, которую государство дает возможность предпринимателям заработать, снижая для них налоги, изымается у них арендодателями, причем нередко "в черную". Поэтому администрация области приглашает предпринимателей к открытому разговору. Для того чтобы принять взвешенные управленческие решения в сфере налогообложения малого бизнеса, власти должны обладать действительно достоверной информацией. Но на практике, когда администрация собирала данные от предпринимателей для подготовки законопроекта по единому налогу, значительная часть представленных сведений содержала явно ложные данные. «Ну кто поверит, что среднедневная выручка торгового предприятия в городе (не в таёжном селе) может составлять менее 500 рублей, а среднемесячная заработная плата — меньше 1000 рублей?», - говорит Аганин. По его словам, если предприниматели действительно хотят что-либо изменить в налоговом законодательстве, надо вести доверительный диалог, без эмоций, на цифрах, характеризующих реальное состояние дел. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Кузбасс" |