03.03.2006 Алтайский край: на алкогольном рынке ужесточится конкуренция Усиление государственного контроля на алкогольном рынке приведет к расширению ассортимента продукции местных производителей и росту их затрат на продвижение при одновременном снижении объемов производства. В среднем и низшем ценовых сегментах ожидается рост цен и ухудшение качества продукции. Что касается сферы продаж, то здесь прогнозируется уменьшение количества и оптовых, и розничных игроков. Это обусловлено вступлением в силу с 1 января 2006 года поправок в Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Анализ уже произошедших изменений и прогнозы участников рынка свидетельствуют о том, что, перед тем как ситуация на рынке стабилизируется, всем им предстоит пережить немало потрясений, практически пройдя через «чистилище». Выпуск водки в Алтайском крае в последние три года неизменно падает. В 2003 году уменьшение объемов производства на местных ликероводочных заводах составило 2%, в 2004-м – 14%, в 2005-м – почти 4%. Поэтому неутешительный прогноз на 2006 год давался и без учета поправок в «водочный» закон. Они только усилили его пессимистичный тон. Сокращение объемов чаще всего связывали с кризисом перепроизводства крепкого алкоголя на местном рынке. Мощности местных ЛВЗ способны выдавать напитков больше, чем потребляют жители края, а продвижение продукции в соседние регионы традиционно было связано с различными административными препонами. Начало 2006 года прогнозы снижения объемов подтвердило. До начала февраля алтайские заводы, как, впрочем, и все российские, простаивали из-за отсутствия механизма выдачи новых федеральных специальных акцизных марок, вследствие чего производители понесли убытки. Оправившись от первого потрясения, производители теперь ожидают второго - ужесточения конкуренции. До 2006 года администрация края искусственно препятствовала завозу водки из других регионов, в чем главную роль играла система акцизных складов. Сейчас они ликвидированы, что обозначает конец «тепличной» жизни местных ЛВЗ, когда до 80% продаваемой в крае водки было местного же производства. Первый очевидный шаг в конкурентной борьбе - расширение ассортимента водки, что, например, поставил себе в планы на 2006 год БЛВЗ. Второй -активное продвижение своей продукции, что автоматически означает увеличение затрат на маркетинг. Но здесь есть подводный камень - новый Закон «О рекламе». Он ограничивает замещающую рекламу так же, как и прямую. То есть водку невозможно будет рекламировать с помощью зонтичных брэндов. Таким образом, реклама конфет «Сибирячка», воды «Ворсин» будет признана незаконной. Но при этом легализована реклама алкоголя в печатных СМИ, за что ранее накладывался штраф до 40 тыс. рублей. На взгляд алтайских производителей алкоголя, реклама в глянцевых изданиях станет фаворитом для производителей алкоголя. Что касается сокращения числа местных производителей, то и этот процесс уже набирает обороты. В конце января на повестке дня стоял вопрос о присоединении Каменского ЛВЗ к Иткульскому спиртзаводу. На стадии конкурсного управления сейчас находится Змеиногорский ЛВЗ. ИА "Альянс Медиа" |