22.07.2008  СФО: темпы роста кредитования МСБ будут расти

   В последнее время большинство финансовых структур, присутствующих на российском рынке, заявило о своем желании более тесно работать с компаниями малого и среднего бизнеса (МСБ). Существенную роль в «разогреве» этого интереса сыграли заявления Правительства РФ о поддержке данного сектора экономики. О проблемах и перспективах сотрудничества банков и предпринимателей рассказал руководитель недавно созданного блока «Малый и средний бизнес» Альфа-Банка господин Зентаи Чаба.
   В.: Как вы оцениваете перспективы развития сектора МСБ в Сибири?
   
О.: В России в целом, и в Сибири в частности, у сектора МСБ очень неплохие перспективы. Не только потому, что по сравнению со странами Европы доля малого и среднего бизнеса в ВВП России намного ниже, но и потому, что развитие этого сегмента экономики сейчас серьезно поддерживает государство. Так что в ближайшие три-пять лет темпы роста МСБ могут измениться радикально. Этот этап развития прошли многие европейские государства.
   Если говорить о темпах роста более конкретно, то я бы предложил разделить тему кредитования МСБ на два сегмента. Первый — это микрокредитование до 2–3 млн рублей, второй — кредиты для малого и среднего бизнеса объемом от $200 тыс. до $3 млн.
   Темп прироста портфеля банковских микрокредитов за 2007 год составил 100%. Портфель обычных стандартных займов для МСБ увеличивался не так радикально, но, по моим прогнозам, через год темпы роста будут даже больше, чем у микрокредитов как минимум в два раза.
   В.: Почему доля микрокредитов росла быстрее?
   
О.: Дело в том, что этот вид займов находится между кредитом для физических и юридических лиц. Схема его предоставления похожа на займы для частных клиентов и поэтому в данном сегменте банкам можно легко работать без поддержки государства.
   В.: В каких регионах Сибири рынок кредитования МСБ развивается наиболее активно? Почему?
   
О.: Мы только недавно начали кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса в Новосибирске, но поток сделок очень большой. Думаю, что до конца года мы сформируем портфель в $40–50 млн. Аналогичных результатов ожидаем от Красноярского, Омского и Томского филиалов. Основная точка роста, как и везде, торговля. С этим мы пока ничего не можем поделать. Но в ближайшей перспективе планируем более пристальное внимание уделять тем компаниям, которые занимаются инновациями.
   В.: Можете оценить, какова отраслевая структура заемщиков от МСБ в целом по рынку? Каково целевое назначение привлекаемых средств?
   
О.: Согласно статистике, всего около 30% компаний малого и среднего бизнеса в центральной части России используют банковский кредит. В регионах этот процент еще ниже. Основная часть заемщиков — более 50% — розничная и оптовая торговля. На компании из других отраслей приходится все остальное. Впрочем, по прогнозам, структура портфеля уже в ближайшее время должна начать претерпевать изменения. Согласно стратегическому плану развития РФ до 2020 года, доля потенциальных заемщиков в инновационной сфере МСБ должна увеличиться с 2% до 5%, а предприятий из сферы услуг — до 25%. По микрокредитам радикальных изменений я не ожидаю.
   Что касается целевого назначения, то микрокредиты, как правило, привлекаются на пополнение оборотных средств. Стандартные займы все чаще используются для приобретения оборудования и недвижимости.
   В.: В чем заключается специфика развития российского бизнеса кредитования МСБ по сравнению со странами Восточной Европы?
   
О.: Отличия очень сильные. В западных странах есть базы данных, где аккумулируется кредитная история компании, позволяющая банку выдать заем по скоринговой методике без тщательного анализа текущего бизнеса предприятия. В России такого нет и вряд ли появится в ближайшее время. В западных странах также практически не используется управленческая отчетность.
   В.: Сегодня большинство банков заявили, что работа с малым и средним бизнесом является одним из приоритетных направлений развития. Не является ли это еще одним перекосом рынка (пару лет назад они так же говорили о потребкредитовании и ипотеке)?
   
О.: Я бы не сравнивал ситуацию в секторах кредитования МСБ и потребкредитовании. Займы для физлиц высокорисковы, и это влияет на их стоимость. При кредитовании МСБ проводится настоящий глубокий анализ бизнеса по стандартным методикам, и по результатам этого анализа банк решает, какую сумму он может выдать клиенту и какое обеспечение для этого потребуется. Обеспечение существенно минимизирует риски и снижает стоимость займа.
   В.: Вы говорите о серьезном анализе бизнеса, но большинство отечественных компаний МСБ сегодня все еще работает по управленческой отчетности.
   
О.: Это больной вопрос в кредитовании МСБ. У компаний этого сектора данные, указанные в официальных отчетах, достаточно далеки от реальности и не показывают истинной картины бизнеса. Альфа-Банк имеет методологию, позволяющую проанализировать неофициальные отчеты и принять решение о кредитовании с приемлемыми рисками. Это очень важное конкурентное преимущество. Я знаю несколько банков, которые выдают кредит только на основании официальных отчетов. Тем самым они отсекают очень существенную долю потенциальных интересных заемщиков.
   В.: Ожидаете ли вы ужесточения конкурентной борьбы в этом сегменте? Если да, то в чем она будет выражаться?
   
О.: Ужесточение конкуренции, безусловно, ожидается. Не думаю, что это отразится на ставках и приведет к их снижению. У каждого банка есть своя методология оценки рисков и правила формирования резервов, не позволяющие кредитовать МСБ по ставкам корпоративных клиентов. Думаю, что основная конкуренция ожидается в сфере обеспечения займов, так как все больше банков начинает выдавать частично обеспеченные кредиты. Следует ожидать и роста средней суммы самих кредитов.
   Если говорить о конкурентах, то их можно разделить на две основные группы. Первая — это самые крупные банки России, обладающие колоссальной ресурсной базой, — ВТБ, Сбербанк, Росбанк, УРАЛСИБ, Райффайзенбанк, КМБ-Банк, МДМ-Банк. Вторая — региональные банки, лучше знающие клиента на местах и готовые выдать ему больше денег с меньшими требованиями к обеспеченности. К ним, например, относится УРСА Банк. Хотя кризис ликвидности уменьшает возможности региональных банков.
   В.: Насколько интересен клиент МСБ иностранным кредитным организациям, работающим на российских региональных рынках?
   
О.: Думаю, что интересен, хотя международные конкуренты меня вообще пока не беспокоят. Не из-за того, что они консервативны. Просто они не понимают управленческую отчетность российских предприятий и вряд ли в ближайшее время смогут разработать и внедрить методологию выдачи таких займов.
   В.: Какие проблемы при работе банков с клиентами от МСБ сегодня наиболее актуальны? Насколько они решаемы?
   
О.: Любая проблема решаема и всегда зависит от человеческого фактора. Поэтому для нас главной задачей на сегодняшний день является формирование команды. Мы начали кредитование МСБ в сентябре 2007 года и тогда же стали строить команду. Сейчас в целом по России в нее входят 350 человек, и до конца года войдут еще около 200.
   Самое сложное — это подбор людей, которые готовы и могут работать по нашим стандартам. Это очень важно, так как в сегменте кредитования МСБ стандарты едины во всех регионах России, и выдержать такую централизацию могут немногие специалисты.
   В.: Следует ли в перспективе ожидать изменения условий работы банков с данной категорией клиентов, расширение продуктового ряда?
   
О.: Думаю, что да. Ряд продуктов, которые доступны для МСБ в западных банках, в России пока развиты достаточно слабо, и они являются потенциальными точками роста. Ожидаю, что следующим хитом на рынке МСБ будет коммерческая ипотека. Посмотрите, как в РФ развивается рынок ипотечного кредитования. В основном эти программы используются для покупки жилья. Финансирование покупки коммерческой недвижимости еще находится в начальной стадии: сроки и суммы небольшие, а требования к обеспеченности очень строгие. Так что эти продукты вряд ли можно назвать настоящей коммерческой ипотекой. Это коммерческий кредит, что совсем не одно и то же. Мы планируем внедрение коммерческой ипотеки с сентября текущего года.
   В.: Будут ли перемены в отношении банков к бизнесу на этапе start-up?
   
О.: Не ожидаю. Это рискованный сегмент заемщиков. Не думаю, что найдется большое количество банков, готовых принять на себя такие риски.
   В.: Каковы амбиции Альфа-Банка на рынке МСБ?
   
О.: Напомню, мы только в апреле начали кредитование компаний МСБ в регионах. Думаю, что к декабрю сможем занять 1,5% профильного рынка в России. Через год наша доля вырастет до 3%.
   В.: Каких клиентов считаете своей целевой группой (объем бизнеса, отрасль и т. д.)?
   
О.: Объем бизнеса нашего типичного клиента в среднем составляет от $5 млн до $20 млн. Средняя сумма займа — $500 тыс. Хотя мы ожидаем, что после выхода на региональные рынки средний размер кредитов и клиент сократятся.
   В.: Сегодня достаточно много предпринимателей обращается в банки за потребкредитами, благодаря которым решаются возникающие вопросы, игнорируя профильный продукт. Такая тенденция сохранится?
   
О.: Думаю, что пока следует ожидать сохранение тренда. Банкам гораздо проще соблюдать требования ЦБ по резервированию, если кредит выдается на физлицо. Поэтому многие банки, и мы в том числе, в настоящее время внедряют такие продукты, где анализируется бизнес, но денежные средства выдаются учредителю, владельцу бизнеса или гендиректору под поручительство компании. Такой заем более оперативен, чем розничные кредиты, но сумма лимитов по нему намного выше, а ставки ниже. Такие продукты через год-полтора будут занимать существенную долю на рынке кредитования МСБ.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"