06.07.2005 Алтайский край: работу с малым и средним бизнесом страховщики считают очень перспективной Страхование для малого и среднего бизнеса еще не является первостепенной необходимостью. Однако страховщики все активнее предлагают предпринимателям специальные программы по защите имущества, ответственности, здоровья. По их мнению, малый бизнес уже "дорос" до страхования и готовится к долгосрочному сотрудничеству. Внимание к малому и среднему бизнесу со стороны страховых компаний обусловлено несколькими причинами. Во-первых, увеличением количества предпринимателей. В Алтайском крае сегодня работает около 60 тысяч предпринимателей. "Они практически не охвачены страхованием", - говорит Галина Перфильева, заместитель директора Алтайского отделения компании "Росгосcтрах-Сибирь". Во-вторых, страховщики почти полностью поделили между собой риски крупных предприятий. В-третьих, страховщики отмечают повышение интереса самого малого бизнеса к страхованию. Проведенное в мае 2005 года компанией "Ренесансс Страхование" исследование показало, что услугами страховщиков пользуются 59% опрошенных предпринимателей. Эти результаты в компании назвали "оптимистичными". Но стоит отметить, что предприниматели все же чаще страхуются "из-под палки" по требованию своих партнеров - кредиторов, лизингодателей, арендодателей. Например, сегодня невозможно получить кредит в банке без страхования залогового имущества. Но даже с учетом этой поправки страховщики говорят о повышении внимания "маленьких" к страхованию. "Для малого бизнеса очень чувствительны потери. Если пожар на складе для крупного предприятия не будет иметь катастрофических последствий, то для предпринимателя это может обернуться полной остановкой производства", - считает Галина Перфильева. Страховщики говорят, что работа с малым и средним бизнесом имеет свою специфику, так как предприниматели ограничены в средствах и не все страховые продукты для них актуальны. Поэтому страховщики в последние два-три года разрабатывают для предпринимателей специальные программы. Недавно о запуске программы "Росгосстрах-Бизнес" объявила компания "Росгосстрах". Уже два года подобный продукт есть у "Ингосстраха". Также свои программы по страхованию малого и среднего бизнеса имеют компании "Ренесансс Страхование", "УралСиб", "РОСНО". Программа "Росгосстраха" ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса, на которых работают до 100 и до 500 человек соответственно. Годовой оборот средств малого предприятия должен быть не менее 1 млн рублей, среднего - не 5 млн. Продуктовая линейка включает шесть видов страхования - имущества, здоровья, автомобилей, ответственности перед третьими лицами, финансовых рисков, грузов. По словам Галины Перфильевой, тарифы программы очень приемлемые, они позволяют брать объекты страхования по небольшим взносам. Минимальная стоимость полиса - 1 тыс. рублей, но в среднем предприниматели платят взносы по 8-10 тыс. Программа "Ингосстраха" учитывает только годовой оборот предприятий - не более $200 тыс. Программа включает страхование имущества и ответственности перед третьими лицами. По мнению Ивана Этцеля, директора филиала компании "Ингосстрах" в Барнауле, это самые востребованные виды страхования среди предпринимателей, поэтому компания делает ставку именно на них. Тарифы здесь не сильно отличаются от тарифов "Росгосстраха" - от 1 до 3 тыс. рублей. На такие же виды страхования и тарифы ориентированы и программы других страховых компаний. Лимит ответственности страховой компании может варьироваться от 50 тыс. рублей до $ 1 млн. Работу с малым и средним бизнесом страховщики считают очень перспективной. "Это долгосрочное сотрудничество, так как малый бизнес когда-либо станет крупным и ему понадобится дополнительная защита", - говорит Галина Перфильева. Этот сегмент рынка на самом деле - лакомый кусок для страховщиков. По разным оценкам в Алтайском крае он составляет 0,5 -1 млрд рублей. И местные предприниматели, по мнению самих страховщиков, страхованием охвачены еще очень слабо. Тот же "Росгосстрах" пока планирует охватить 5-10% бизнесменов, и это уже будет хорошим результатом. Но проблемы у страховщиков все же могут возникнуть. Предлагаемые страховые продукты - классические и не в полной мере учитывающие специфику работы предпринимателей. Страховщики не возьмут на себя защиту рисков остановки предприятия вследствие проведения проверок или банкротства. А это для предпринимателей является одной из самых актуальных проблем. Кроме того, сохраняется проблема ограниченности средств, выделяемых бизнесом на страхование. "Это дополнительные затраты, которые предприниматели нести еще не готовы. В Алтайском крае бизнес еще не настолько развит. Поэтому предприниматели обращаются к услугам страховщиков чаще всего тогда, когда этого избежать уже невозможно, например, при взятии кредита", - говорит Павел Нестеров, член правления Алтайского союза предпринимателей. Поэтому мнение о том, что малый и средний бизнес "дорос" до страхования - пока только оптимистичный прогноз. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ваше дело" |