04.03.2008 Томск: кредитные продукты для МСБ предлагают все крупные банки Доля кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, в 2008 году может значительно увеличиться. Ставку на предпринимателей как наиболее выгодных клиентов сегодня делают большинство устойчивых в финансовом отношении банков. Созданные специально для этого сегмента заемщиков, на финансовом рынке появляются новые кредитные продукты, предназначенные для любых целей, связанных с развитием бизнеса. Банкам выгодно кредитовать бизнес: себестоимость таких сделок сравнима с затратами на потребительское кредитование, а доходность их намного выше. Кроме того, доля невозвратов по этим кредитам гораздо ниже, чем по другим, и, по данным "РБК. Кредит", составляет всего лишь 1 процент. "Такие кредиты для банка - это гарантия получения прибыли в течение длительного времени и, главное, возможность выстраивания долгосрочных партнерских отношений с клиентом, - отмечает руководитель центра продаж Томского филиала банка "УРАЛСИБ" Михаил Стуканов. - Многие клиенты "УРАЛСИБа" выросли на наших глазах: несколько лет назад они были малыми предпринимателями и пришли к нам за своим первым кредитом, а сегодня они уверенно входят в группу предприятий среднего бизнеса". Банк "УРАЛСИБ" предлагает четыре специализированные кредитные программы для малого и среднего бизнеса: "Бизнес-развитие", "Бизнес-рост", "Проектное финансирование" и "Инвестиционное кредитование". Каждый продукт рассчитан на определенный уровень бизнеса: от молодых малых предприятий до крупных компаний, расширяющих свой бизнес или создающих новое направление. "Для выдачи кредитов по программам "Проектное финансирование" и "Инвестиционное кредитование" мы оцениваем не только стоимость обычной залоговой составляющей - недвижимости, оборудования, акций - и финансовую стабильность компании, но и приобретаемый объект недвижимости или проект, еще не ставший бизнесом. Если он перспективен, это повышает уровень финансовой платежеспособности клиента и увеличивает сумму кредита. Этот проект может быть совершенно не связан с основным видом деятельности предприятия, - рассказывает Михаил Стуканов. - Недавно таким кредитным продуктом воспользовалась томская развлекательная сеть: ее владельцы решили открыть в другом регионе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции. Другая компания, основной вид деятельности которой - сдача в аренду недвижимости, открыла центр микрохирургии глаза. В финансировании этого проекта также участвовал банк "УРАЛСИБ". Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса в Томске предлагают практически все крупные банки: Газпромбанк, Альфа-банк, ВТБ-24, МБРР, банк "УРАЛСИБ" и другие. Условия по кредитованию обычно зависят от суммы кредита и кредитной истории заемщика. Другими словами, на более выгодные для себя условия могут претендовать крупные компании, давно и устойчиво работающие на рынке. Представителям малого бизнеса, особенно начинающим, занять деньги в банке проблематично. Крупные компании могут получить рублевые кредиты под 12 процентов, а для малых реальная стоимость кредита составляет 15-24 процента годовых, часто -только при наличии залога и поручителя. "Предприниматель, только что открывший свое дело, не имеет шансов получить кредит на развитие бизнеса. Он может воспользоваться только потребительским кредитом, условия которого ограничены по суммам и срокам. Кредитные продукты для бизнеса являются более привлекательными, там и процентная ставка ниже, -рассказывает старший экономист корпоративного кредитования томского офиса банка "Строй-кредит" Екатерина Матвейчук. - Залогом для наших кредитов "Перспективный" и "Эффективный" может служить имущество не только заемщика, но и третьих лиц. О принципиальном решении по выдаче кредита мы можем сказать клиенту уже в момент первого обращения. После предоставления пакета документов заявка рассматривается в течение 5-7 рабочих дней. Кредитные средства мы выдаем в день подачи документов в федеральную регистрационную службу". Практически во всех банках предусмотрен гибкий подход к графику погашения кредита. По желанию клиента в течение определенного срока (в разных банках - от б месяцев до 1,5 лет) он может быть освобожден от выплаты основного долга. Учитывается и сезонный характер бизнеса. Основная проблема малых и средних предприятий - непрозрачность их деятельности и, как следствие, нежелание предпринимателя показать реальную картину своей деятельности. В такой ситуации специалистам банка бывает очень сложно оценивать риски. По России в среднем только 16 процентов малых предприятий обращаются за помощью к банкам, тогда как нуждаются в дополнительном финансировании гораздо большее число предпринимателей. Причин этому небольшому проценту несколько: бумажная волокита, которую проходят предприниматели, перед тем как отдать документы в банк; довольно высокая залоговая стоимость (зачастую, чтобы получить миллион рублей в банке, надо иметь залог на два миллиона); необходимость поручительства (а поручителем готов стать не каждый). ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Томские новости" (Томск) |