15.02.2006 Сибирский федеральный округ: частных перевозчиков спасет укрупнение Частные перевозчики Сибири считают, что им становится все сложнее вести бизнес - требования со стороны муниципалитетов ужесточаются. Чтобы не уйти с рынка, его участники ищут способы сохранения конкурентоспособности. Нежелательным, но все-таки выходом, по их мнению, может стать укрупнение компаний. На рынке пассажирских перевозок Сибири укрупнятся компании и увеличится вместимость автобусов. На сегодняшний день конкурсы на осуществление пассажирских перевозок проходят практически во всех городах Сибири. Только одни муниципалитеты проводят их уже на протяжении нескольких лет, а в других процесс только начинается. "Не так давно городские маршруты у нас были объявлены собственностью муниципалитета, - отмечает сотрудник пресс-службы мэрии Иркутска Юрий Гриценко, - поэтому частники могут выйти на городской маршрут только на основании договора с мэрией, заключать который они пока не торопятся". По мнению некоторых частников, конкурсы на осуществление пассажирских перевозок - это один из "легальных способов воздействия на перевозчиков". Например, сейчас во многих городах СФО городские власти рекомендуют предпринимателям заменить транспорт средней (ПАЗ) и малой вместимости ("ГАЗель") на автобусы первой категории (МАЗ, НефАЗ, ЛиАЗ, "Волжанин" и другие). По подсчетам специалистов городского департамента транспорта Новосибирска, сегодня в столице Сибири количество немуниципального пассажирского транспорта стало намного больше (примерно на 500 единиц), чем могут вместить центральные магистрали. А перебои с транспортом, возникающие в час пик, связаны с бессистемностью работы перевозчиков: интервалы движения автобусов никто не регулирует и не контролирует. Поэтому муниципалитетом принято решение заменить на 44 городских маршрутах 1200 автобусов малой вместимости на 650 автобусов большой вместимости. Конкурс на выполнение пассажирских перевозок уже объявлен. Он состоится 20 марта 2006 года. По словам начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Валерия Новоселова, "перевозчики, согласившиеся работать на своем маршруте на автобусах большой вместимости, при проведении конкурса получат преимущества и им гарантировано заключение договора на пять-семь лет". По словам представителей заводов-изготовителей автобусов большой вместимости, заявки от предпринимателей уже поступают. Так, президент компании "Трансервис" Александр Бойко сказал, что интерес новосибирских частных перевозчиков к китайским автобусам очень большой. "Во-первых, климат Манчжурии (пока предпринимателей заинтересовали автобусы только фирмы Zhengzhou Yutoong Bus Co.) очень близок к климату Новосибирска. Во-вторых, при заказе более десяти машин производитель сделает технику под конкретного заказчика. И основное - демократичные цены", - пояснил господин Бойко. Директор новосибирского автоцентра КамАЗ Лидия Ярыгина считает, что основным фактором, влияющим на выбор предпринимателей, станет мнение муниципалитета. Частники к решению городских властей относятся неоднозначно. Как считает директор ООО "Новосибирскпрофстрой-ПАТП-1" Надежда Портнягина, "большинство предпринимателей купили ПАЗы в кредит, за которые еще не рассчитались. И вот теперь необходимо заменить эти автобусы на большие. «Причем экономических гарантий и поддержки властей мы не видим. Ведь даже 20-30% для первоначального взноса на покупку автобусов предпринимателю нужно найти. А для того чтобы обеспечить маршрут, необходимо купить порядка 15 единиц техники. Это тяжелая экономическая ноша, но уходить после восьми лет работы на этом рынке тоже не хочется», - сказала Н.Портнягина. Поэтому решение муниципалитета о замене малого пассажирского транспорта вынуждает предпринимателей делать дополнительные затраты, снижая рентабельность их бизнеса. Только крупные компании достаточно легко переживут эти нововведения, имея достаточный объем собственных средств, доступ к лизинговым программам, банковским кредитам. Что касается мелких и средних игроков рынка, то многим из них, вполне возможно, придется уйти с рынка, отмечает эксперт инвестиционной компании "Финам" Александр Корниенко. Учредитель трех ПАТП - ООО "ПАТП-10, -11, -12" Николай Самойлов соглашается, что выходом для небольших игроков рынка частных перевозок может стать только объединение. По мнению перевозчиков, объединение предприятий должно проходить на основе тех компаний, которые выиграют конкурс на осуществление перевозок. Ни о каком поглощении крупными фирмами мелких речи не идет, говорят они. Это добровольное объединение на рыночных условиях. За счет этого будет создаваться нормальная конкурентная среда между крупными генерирующими компаниями. А это именно тот фактор, который будет способствовать развитию рынка пассажирских перевозок. Однако существующая сегодня система налогообложения является сдерживающим фактором объединения коммерсантов в этой сфере услуг. Она подталкивает предпринимателей к тому, чтобы они переходили в разряд малых предпринимателей, так как крупные предприятия, соответственно, платят более высокую ставку налога (по подсчетам частных перевозчиков, объединенная компания будет платить налогов в 1,5-2 раза больше). И если городская власть, по мнению частников, не пойдет им навстречу, то очень скоро в столице Сибири может возникнуть проблема нехватки общественного транспорта. "Становится невыгодно заниматься этим бизнесом", - подчеркивают частные перевозчики. (Напомним, что в Новосибирской области на сегодняшний день действует самая высокая ставка транспортного налога - коэффициент 5. В то время как, например, в Томске он равен 1). Однако, по словам советника комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи и информатики областного совета депутатов Алексея Монастырного, снижения ставки налога в ближайшее время не предвидится. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |