21.05.2005 Алтайский край: потребительский рынок Барнаула в ожидании преобразований В апреле текущего года мэрия Барнаула приняла концепцию развития оптово-розничной торговли в краевом центре до 2010 года. Будущее розничной сети Барнаула местные власти видят в параллельном развитии крупных торговых центров и предприятий "пошаговой" торговли. Однако ритейлеры полагают, что пока муниципалитет не начнет содействовать бизнесу в изучении спроса и предложения на потребительском рынке, торговля в городе по-прежнему будет развиваться бессистемно. Структура потребительского рынка Барнаула выглядит следующим образом: 184 пищевых и перерабатывающих предприятия, 580 оптовых организаций, 1314 магазинов, 554 предприятия общественного питания, 34 рынка, 1282 киоска и павильона, 1190 предприятий бытового обслуживания. Один из главных пунктов стратегии - достижение сбалансированного распределения торговых площадей по районам города. При средней обеспеченности краевого центра торговыми площадями на уровне 119% в Центральном районе этот показатель составляет 180%, а, например, в Ленинском и Индустриальном районах не превышает 70%. Достигнуть баланса власти рассчитывают как за счет размещения магазинов "шаговой доступности", так и за счет появления новых торговых центров. По данным мэрии Барнаула, сегодня в городе действует 46 торговых центров, что составляет лишь 3,5% от общего количества магазинов. При этом, по словам председателя комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула Нины Лизиной, преимущество в процессе открытия новых торговых центров будет отдаваться местным игрокам. Как сообщила Н. Лизина, действующее законодательство не позволяет ограничивать доступ на местный рынок крупных иногородних компаний, которые будут "вымывать" деньги из оборота городского хозяйства. Но в рамках концепции, по ее словам, будет разработан механизм, в соответствии с которым отвод земельных участков под предприятия торговли будет производиться на конкурсах, условия которых будет устанавливать муниципалитет. Особое внимание муниципалитет намерен обратить на оптовый рынок. По данным горадминистрации, в настоящее время из 580 действующих оптовых предприятий лишь 23% соответствуют принятым нормативам. Н. Лизина также отметила, что в большинстве своем это просто складские помещения, в которых нет условий для нормального хранения товаров. Кроме того, председатель комитета по потребительскому рынку и услугам администрации г. Барнаула сообщила, что среди так называемых оптовиков много обычных посредников, что серьезно сказывается на уровне цен. «Мы с такой ситуацией мириться не можем", - резюмировала Н. Лизина. Одним из первых шагов по реформированию этого сектора рынка станет создание в городе современных оптово-розничных складов, обеспечивающих товарами сеть социальных магазинов, - с соответствующей инициативой выступили местные компании "Алтайские закрома" и "Питон". В настоящее время в Барнауле функционируют 30 магазинов, которые реализуют социально значимые товары и продукты питания для участников ВОВ и инвалидов. Но товары в этих магазинах продаются по разным ценам. С открытием же оптово-розничных баз для этой категории магазинов будет установлена единая торговая надбавка. При этом с предприятиями торговли, которых не устроят условия работы в этой системе, договор на аренду муниципальных площадей пролонгироваться не будет. Важное значение в стратегии уделяется оптимизации соотношения уличной и стационарной форм торговли. Н. Лизина отметила, что рынки предназначены для реализации сельхозпродукции без посредников, но в действительности этого не происходит ни на одном барнаульском рынке. В итоге цены на рынках выше, чем в стационарной торговой сети города, отметила она. Исправить создавшееся положение планируется за счет увеличения доли стационарной торговли. Существующим рынкам будет рекомендовано объединить свои усилия в финансировании строительства крытых помещений. Кроме того, постепенно будет значительно сокращено количество коммерческих киосков: например, на "красной линии" города предполагается снести все киоски за исключением специализированных. Однако предложенная муниципалитетом концепция вызвала у ритейлеров противоречивые чувства. По оценке предпринимателя, пожелавшего остаться неизвестным, сегодня розничная торговля в Барнауле переживает кризис - большинство оставшихся на плаву крупных торговых центров имеет серьезные проблемы с привлечением арендаторов, поскольку многие из них в последнее время разорились. По его оценке, это обусловлено как низким платежеспособным спросом, так и отсутствием у бизнеса полноценной информации о конъюнктуре рынка. По мнению предпринимателя, задача властей - проводить мониторинг рынка, оценивать, какие товарные позиции в городе в избытке, а каких не хватает, и консультировать торговлю, поскольку муниципалитет заинтересован в первую очередь в создании дополнительных рабочих мест. "Пока эта работа не начнется, торговые сети в Барнауле будут влачить жалкое существование", - резюмирует предприниматель. Схожее мнение высказала и директор ТЦ "Старый базар" Людмила Могилева, сообщив, что если крупные предприятия могут и должны самостоятельно проводить маркетинговые исследования рынка, то мелким предпринимателям такая работа не по силам. По ее словам, многие из них берутся за реализацию той или иной группы товаров на свой страх и риск, что нередко оканчивается неудачей. По оценке директора ТЦ, роль муниципалитета в этом процессе должна быть повышена. Однако, по мнению Л. Могилевой, не все зависит от городских властей: "По сравнению с прошлым годом платежеспособный спрос в Барнауле снизился, как минимум на 40%. В этой связи даже самая продуманная концепция не обеспечит развитие потребительского рынка". ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА Регион-Информ |