20.10.2007 Омск: парикмахерские пытаются договориться о правилах игры Последняя проверка 132 омских парикмахерских, проводимая специалистами Роспотребнадзора в июле-августе, выявила серьезные нарушения санитарного законодательства. По результатам летнего рейда было наложено 82 административных взыскания на юридические и должностные лица, четыре материала были переданы в суд для приостановления деятельности предприятий. Несоблюдение условий обеззараживания инструментов, отсутствие подсобных и бытовых комнат, изношенное оборудование — вот далеко неполный перечень нарушений. Причем наибольшую угрозу представляют именно непродезинфицированные инструменты, через которые передаются возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний (в том числе ВИЧ и парентерального гепатита). Между тем такая ситуация, по мнению участников рынка, спровоцирована отсутствием в законодательстве действенных мер ответственности для недобросовестных предпринимателей. На сегодняшний день деятельность парикмахерских регулируется ФЗ «О техническом регулировании», вступившим в силу в июле 2003 года. До его принятия действовала норма об обязательной сертификации парикмахерских услуг. Новое законодательство сделало сертификацию добровольной, однако право на получение безопасной и качественной услуги никто не отменял. Только вот праву потребителя у нас почему-то не соответствует обязанность предпринимателя предоставить качественную, безопасную услугу. Потребитель рискует быть обманутым уже на пороге бытового учреждения: к примеру, вывеска с надписью «Салон красоты» не гарантирует получение услуг люкс-класса. Хотя цены наверняка будут «элитными». По словам Татьяны Новоселовой, президента Содружества парикмахеров и косметологов Омска, никакого реестра действующих парикмахерских в регионе не ведется. "По данным нашей организации, их насчитывается около 500, Роспотребнадзор озвучивает цифру 420. Получается, что сказать, где парикмахерские находятся, какого уровня услуги оказывают и насколько эти услуги безопасны для потребителей, достаточно сложно, — заметила Новоселова. В такой ситуации добровольная сертификация могла бы стать одним из вариантов решения проблемы. В Омске работает аккредитованный орган по сертификации — ООО «Центр сертификации и менеджмента». Однако популярностью среди владельцев парикмахерских сертификация не пользуется: только две имеют соответствующие свидетельства. Причем выданы они еще в 2004 году. Между тем стоимость услуги невелика: 2000 рублей за один день работы специалиста, а сам сертификат выдается сроком на 3 года. Как отмечает директор ООО «Центр сертификации и менеджмента» Людмила Мушталерова, «наличие сертификата не является неким оберегом, спасающим от нашего контроля. "Чтобы система добровольной сертификации заработала, необходим по-настоящему зрелый рынок. Ведь те же риэлторы и страховые компании смогли договориться о правилах игры. У нас же достаточно много парикмахеров работает на дому, предпринимателями не являются, но имеют при этом обширную клиентскую базу. Им добровольная сертификация абсолютно не нужна", — комментирует ситуацию директор салона красоты «Алина» Татьяна Еременко. В то же время все эксперты склоняются к тому, что ситуация на рынке парикмахерских услуг принципиально не изменится до тех пор, пока законодательно не будут предусмотрены меры ответственности за оказание некачественных и самое главное, небезопасных услуг. Пока власти и контролирующие органы не возьмутся за решение проблемы всерьез, для потребителя поход в парикмахерскую будет сродни лотерее: повезет — не повезет. Но свести риск к минимуму все-таки можно, если проявить элементарную наблюдательность. Оценить чистоту помещения, посмотреть, убраны ли волосы после предыдущего клиента, проконтролировать, чтобы инструменты были продезинфицированы — все это в конечном итоге позволит потребителю быть уверенным в своей безопасности. ИА "Альянс Медиа" по материалам еженедельника "Коммерческие вести" |