17.01.2006 СФО: нужно обеспечить малому бизнесу «зеленую улицу» Потенциал малого предпринимательства в Сибири не используется в полной мере, считает Анатолий Квашнин, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе. В развитых странах малый бизнес - главный работодатель и участник рынка. Деятельность малого бизнеса обеспечивает 60-70% валового внутреннего продукта. В России этот показатель не превышает 15%, в Сибирском федеральном округе еще меньше - около 10%. Новые рабочие места предоставляет малый бизнес - сфера обслуживания, торговля, производство товаров общего потребления. Через малый бизнес внедряются инновации, появляются новые виды продукции, технологические и производственные процессы. Кроме того, малое предпринимательство - это своего рода подпорка для обеспечения безопасности и независимости страны. Российский и сибирский малый бизнес должен обеспечивать внутренний рынок, людей питанием, одеждой, обувью, строительными материалами и так далее. Сибирский федеральный округ отстает по развитию частного предпринимательства. Например, в Москве в малом бизнесе работает каждый пятый, а в Новосибирске, административном центре округа и третьем по величине городе России, - только каждый двенадцатый. Еще меньшие показатели предпринимательской активности в других городах. «Перед нами стоит задача изменить эту ситуацию, найти инициативных, предприимчивых людей, создать условия для их самореализации. Для этого необходима скоординированная, согласованная деятельность всех уровней власти и бизнеса», - отмечает А.Квашнин. Первое, что нужно сделать, - обеспечить малому бизнесу «зеленую улицу». Нужно в рамках законодательства уйти от излишнего регулирования бизнеса, минимизировать и упростить все разрешительные процедуры. Эти вопросы находятся в компетенции региональных и местных органов власти. Идеальное решение - принцип «одного окна». Второе - финансовая и налоговая поддержка. На региональный и местный уровни отнесены важнейшие налоги, которые каждая территория может регулировать под свои условия. А если территория обеспечена финансово, то некоторые бюджетные средства нужно направлять на адресную поддержку предпринимательской инициативы в наиболее важных отраслях. Третье, и главное для власти. Она должна дать ориентиры стратегического развития территории. Для этого необходимо принять стратегию социально-экономического развития, долгосрочную программу и иметь среднесрочные и годовые планы действий. Задача планирования - дать количественные и качественные параметры развития территории. Зная это, предприниматели смогут более четко и безошибочно спланировать собственные действия. Четвертое - власть не должна решать все проблемы финансирования и поддержания частной инициативы. В этих условиях крупный бизнес объективно становится участником развития малого бизнеса. Такое участие, с одной стороны, должно быть абсолютно добровольным для крупного капитала, с другой стороны - это вопрос настойчивости власти, считает полпред. Предприятие, сокращая рабочие места за счет модернизации, должно нести бремя социальной ответственности за людей. Для этого могут быть разные формы - финансирование предпринимательских курсов, помощь в формировании первоначального капитала для открытия частного магазина, мастерской, небольшого цеха, консультационная поддержка. Каждое крупное предприятие работает с крупными банками, и они могут реализовать совместную программу по кредитованию малого бизнеса. Наконец, прямые финансовые вливания - не единственный инструмент. Крупная структура является, с одной стороны, крупным производителем, с другой - крупным потребителем. Если крупный завод закупит спецодежду не за границей, а отдаст этот заказ малому предприятию, то тем самым обеспечит не один десяток людей работой на много лет вперед. Специальная одежда, инструмент, питание рабочих, технологически простое оборудование, строительные материалы и работы - это далеко не полный перечень сфер, в которых можно и нужно задействовать малый бизнес. Существует еще много разнообразных форм взаимодействия с крупным капиталом в поддержке частного предпринимательства. В настоящее время совместно с рядом бизнес-структур аппарат полномочного представителя президента РФ в СФО приступает к совместной подготовке и реализации пилотных проектов, направленных на поиск новых механизмов решения ключевых для сибирских регионов проблем. Одной из таких проблем является и развитие малого бизнеса. «В 2006 году мы вместе с ОАО «Кузбассразрезуголь» начинаем реализацию проекта «Участие (содействие) крупных бизнес-структур в развитии малого и среднего бизнеса». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |