24.03.2007  Абакан: быстрыми темпами растет число заведений торговли, общепита и услуг

   
   Как показывают результаты анализа городского потребительского рынка за 2006 год, в Абакане увеличилось число магазинов и прочих заведений, занимающихся торговлей, питанием и предоставлением услуг населению. Причем в некоторых сферах скачок произошел немалый. В чем причина такого роста и в каких именно направлениях деятельности отмечены наибольшие показатели?
   Согласно последнему отчету отдела развития предпринимательства и потребительского рынка администрации города, самое значительное увеличение за прошлый год дала сфера общественного питания. В 2006 году прирост по числу новых кафе и столовых составил на каждый тип общепита более 85%. В конкретных цифрах это значит, что в 2005 году кафе в городе было только 48, по итогам прошлого года их стало 89. Столовых в 2005 году насчитывалось 28, а в прошлом году их число возросло до 52 единиц. Число закусочных также увеличилось на 30 заведений, достигнув цифры 119 (что составляет рост на 33,7%). В общем и целом сектор питания в городе увеличился более чем на 56,1%.
   На втором месте бытовые услуги (прирост 38%). Сфера торговли занимает третью позицию (15,4%).
   В чем причина такого прогресса в сфере общественного питания? Татьяна Сахнова, руководитель отдела развития предпринимательства и потребительского рынка, объясняет это в первую очередь потребностями рынка. Наличием спроса на подобные заведения, особенно работающие в режиме фаст-фуд, где можно быстро перекусить. Но это в большей мере касается кафе. Что касается столовых, здесь другая хитрость, и объясняется она не столько открытием новых точек, сколько учетом прежних. В основном это столовые, которые ранее занимались обслуживанием ограниченного круга лиц в пределах какого-либо производства. Обнаружив, что держать целую столовую только для своих сотрудников невыгодно, предприятия решили открыть двери для всех желающих, тем самым занявшись в чистом виде предпринимательской деятельностью.
   На первый взгляд, с увеличением числа предприятий увеличилось и число предпринимателей. В действительности, по словам Татьяны Сахновой, только 30% предприятий открыто, так сказать, с нуля. А до 70% - это расширение сфер бизнеса уже сложившимися предпринимателями.
   Если взять данные Муниципального фонда развития предпринимательства по соисканию коммерсантами субсидий на погашение части процентной ставки крупных кредитов, то оказывается, что в 2005 году за такой поддержкой обратилось всего пять организаций для реализации восьми проектов. В 2006 году проектов было семь. При этом в прошлом году на поддержку малого предпринимательства было выделено 2 млн рублей, однако на заявленные проекты ушла приблизительно треть от предусмотренной суммы. Все, кто подал заявку на субсидирование, получили одобрение.
   Гораздо большим спросом пользуется подпрограмма микрокредитование. Но ею пользуются в основном челноки и мелкие торговцы исключительно для латания временных финансовых дыр, поскольку суммы в этом случае выделяются незначительные (от 20 до 80 тыс. рублей) на срок не более полугода.
   Микрокредитование не рассчитано на поддержку крупных бизнес-проектов. Но именно оно более востребовано. Татьяна Сахнова объясняет это тем, что многие потенциальные предприниматели не верят, что их идеи получат поддержку инвестиционного совета. Либо, имея какую-то идею, финансовые моменты просчитывают слабо: нет желания изучать рынок, формировать бизнес-план. Но ведь бизнес - это тоже труд. И никакие связи не помогут, если человек не готов постоянно отслеживать рыночную ситуацию.
   По мнению заместителя директора Муниципального фонда развития предпринимательства Сергея Михневича, программа субсидирования не востребована в полной мере, в том числе из-за сложности при получении кредитов. Потенциальный предприниматель, не имея первоначального капитала, не может взять эти деньги в банке, поскольку крупные кредиты выдаются под залог: квартиры или машины. Рисковать единственным жильем мало кто станет, поэтому в развитии городской экономики участвуют в основном те, кто может использовать для новых проектов собственные средства.
   В целом экономическая ситуация в городе сбалансирована, и контролировать ситуацию как-то особо нужды нет: рынок отслеживает себя сам. Задача муниципальных органов - выявлять тенденции и своевременно на них реагировать, подсказывать предпринимателям направления действий, ведь существуют виды деятельности, развитие которых давно назрело. В частности, для города актуальны проекты, связанные с переработкой мусора и бытовых отходов. Однако бизнес-идей подобного рода пока нет.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Абакан"