29.10.2005 СФО: малым и средним предприятиям придется уйти с молочного рынка Второй по величине в России молочный производитель — компания «Юнимилк» покупает одно из крупнейших в Сибири молочных производств — холдинг «Том-Мас» (Томск). Эксперты оценивают сделку как продолжение тенденции консолидации крупных молочных активов Сибири в руках московских компаний, позиционирующих себя как федеральные – «Юнимилка« и «Вимм-Билль-Данна». По оценке региональных экспертов, «Том-Мас» контролирует более 60% томского рынка молочных продуктов. Акционерами предприятия до недавнего времени были физические лица, в частности, Геннадий Пронченко. Первые слухи о возможной продаже "Том-Маса", появились еще в марте, но тогда обе компании сдержанно оценивали возможность сделки. Так, еще в конце сентября генеральный директор УК «Том-Мас Капитал» Андрей Чалдин сообщил, что обе компании «начали сотрудничать, присматриваться друг к другу, но речи о купле-продаже пока нет". В пресс-службе администрации Томской области со ссылкой на вице-губернатора Владислава Брока сообщили, что власти поддержали приход «Юнимилка» в регион: «В этом проекте плюсов больше, чем минусов, — считает вице-губернатор. По его словам, администрации импонирует новая философия развития компании, которая предполагает завершение реконструкции на мощностях «Том-Маса», установку современного оборудования, что позволит довести ассортимент продукции более чем до сотни наименований. В «Юнимилке» вопрос о стоимости сделки не комментируют. «Юридически сделка будет завершена примерно через месяц, тогда мы и сможем говорить о покупке «Том-Маса», как о свершившемся факте», — заявила директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка» Елена Свешникова. Предыдущая покупка «Юнимилка» в Сибири — ЗМН (объем производства 54 тыс. тонн в год) — оценивается в $20 млн. В свою очередь, руководство основного конкурента «Том-Маса» в Сибири - ОАО «Сибирское молоко» (новосибирская «дочка« «Вимм-Билль-Данна») - отказалось комментировать усиление сибирских позиций «Юнимилка». Эксперты рассматривают покупку «Том-Маса» как логичное продолжение концентрации молочных активов в руках двух федеральных компаний - «Вимм-Билль-Данна» и «Юнимилка». «Это объективный процесс - крупные компании будут все больше проникать в регионы, скупая перспективные молочные производства», — убежден исполнительный директор «Российского союза предпринимателей молочной отрасли» Владимир Лабинов. Он считает преждевременным рассматривать брэнды «Юнимилка» как федеральные. Схожего мнения придерживается и финансовый аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. Она выразила мнение, что покупка «Том-Маса» вовсе не означает, что произойдет сворачивание существующих, хорошо зарекомендовавших себя брэндов. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (Москва) Татьяна Рыбалова прогнозирует, что в ближайшей перспективе десятки средних и мелких предприятий молочной отрасли, не попав в холдинги, будут вынуждены уйти с рынка. По ее словам, всякий процесс имеет и оборотную сторону. Лидеры рынка ориентированы на получение максимальной прибыли, что ведет к отказу от производства базового ассортимента молочной промышленности с коротким сроком хранения. «Как следствие, растет производство продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью», - констатирует эксперт. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Континент Сибирь" |