22.07.2007  Омская область: женщина со шваброй против мужчины с машиной

   За последний год число клининговых компаний в Омске увеличилось почти вдвое. Но спрос на их услуги за это время не вырос. По данным агентства­ "БК-рейтинг", услугами профессиональных уборщиков пользуются не более 5% омских компаний, остальные предпочитают мужчинам с машинами техничку со шваброй.
   Омский рынок клининга переживает нелегкие времена. За те пять-шесть лет, что он существует, он не претерпел сколько-нибудь заметных качественных изменений. До сих пор на рынке нет явных лидеров, не до конца распределены ниши и клиентская база, а главное - интерес к клининговым компаниям практически не растет. Участники рынка жалуются на ­привередливых клиентов, до сих пор предпочитающих услугам профессионалов бабушек-уборщиц, а клиенты сетуют на качество работы клинеров и "заоблачные" цены на услуги (в среднем 25-30 рублей за квадратный метр).
   И если в городах Центральной России счет числу клининговых фирм идет на десятки и сотни, например, в Москве их уже более 600, в Новосибирске - около 60, то в Омске пока 11. Причем, судя по словам самих участников рынка, этого уже более чем достаточно для провинциального города - конкуренция достаточно высока. Каждый новичок на рынке воспринимается почти "в штыки", потому что может "оттянуть" на себя часть клиентской базы у старожилов рынка, а порой использует не совсем честные способы борьбы (демпинг, переманивание персонала и прочее).
   Как утверждают старожилы рынка, за подавляющим большинством новых компаний стоят уже известные лица. Чаще всего бывшие сотрудники, которые, освоив несложные технологии и "поднаторев" в деле чистки домов и офисов, захотели самостоятельности.
   Одним словом, еще довольно молодой и "дикий" омский рынок клининга уже становится тесен его участникам. Правда, амбиций их пока хватает только на то, чтобы обеспечить себя работой "здесь и сейчас", и на междоусобную "войну" (за тендер, за крупных клиентов, то есть за место под солнцем). При этом о перспективе не думают: как зарекомендовать себя, сформировать положительную репутацию и отношение к услугам, повысить спрос. В результате не только интерес к клининговым услугам не растет, но их популярность снижается. Крупные заказчики, разочаровываясь в качестве работы одной компании, не спешат обратиться в другую.
   Основные игроки на омском рынке клининга - сравнительно немолодые компании "КЛИН-сервис", "Грей-клининг", "Просто Чисто", "Гарантия чис­тоты", Chistoff, "Чистка Про". Между ними поделены и наиболее крупные и интересные объекты: "Омскэнерго", "Водоканал", "Горгаз", "Энергосбыт", "Манрос М", банки и другие крупные промышленные объекты и финансовые учреждения. На долю новичков остаются частные заказчики (элитные квартиры, коттеджи, офисы) и небольшие разовые заявки в основном на проведение послеремонтных и сезонных работ (мойка окон, фасадов, вывесок, вит­рин).
   Практически не охвачены клинерами супермаркеты и гипермаркеты, торговые и развлекательные центры, рестораны, образовательные учреждения и административные здания, совсем не освоена ниша ЖКХ (обслуживание и уборка подъездов, подвалов), во многом именно на эти сферы в перспективе рассчитывают омские клинеры. Хотя пока напрасно.
   По данным опроса, проведенного агентством "БК-рейтинг", более 50% представителей омского бизнеса не видят смысла в услугах клининговых компаний и не планируют к ним обращаться. Еще четверть бизнесменов, возможно бы, и решилась на этот шаг, но услуги клинеров для них дороги, около 10% опрошенных сомневаются в качестве ­работы подобных компаний. Из тех клиентов, кто пользуется услугами клининговых компаний, полностью довольны сотрудничеством немногим более 40% бизнесменов, у большинства же нареканий пока больше, чем положительных впечатлений.
   Возможно, поэтому с точки зрения клиента привлекать к работе уборщиц не только финансово более выгодно, но и менее хлопотно. Так, труд одной технички, работающей на 100 кв. метрах (ежедневная сухая и влажная уборка,­ вынос мусора, уход за растениями), в месяц обойдется в 3000-3500 рублей. Этот же объем работ, выполненный клининговой компанией, будет стоить в полтора-два раза дороже. Конечно, качество работы клинеров скорее всего будет на порядок выше: профессиональная техника, чистящие средства и современные технологии работы ­ не сравнятся с ведром и тряпкой бабы Маши, но желание сэкономить перевешивает стремление к идеальной чистоте. "Пока местные бизнесмены не придут к тому, что чистота и порядок в офисе - это не только положительный имидж, но конкурентное преимущество, - рассуждает Евгений Козлов, директор компании "КЛИН-сервис", - технички и уборщицы будут продолжать работать, "развозить" тряпками грязь и путаться под ногами у клиентов. В Москве этот этап бизнесмены уже пережили, думаю, скоро "вырастут" омичи".
   Одной из особенностей клинингового бизнеса является сравнительно низкий порог входа. По оценкам специалистов, чтобы начать "чистое дело", достаточно инвестировать от 400-500 тысяч рублей до миллиона. Все зависит от специализации компании и масштаба. На эту сумму можно арендовать офис (площадью 30-40 квадратных метров), приобрести минимальный комплект оборудования, чистящие средства, нанять персонал­ (4-5 человек) и дать рекламу. И хотя рентабельность клинингового бизнеса относительно невысока (в среднем 10-15%, а чаще 8-12%), окупятся эти вложения при средней загруженности примерно через год. Реальную прибыль компания начнет приносить через два-три года при условии, что сумеет удержаться на рынке. Ведь кроме дефицита заказов возникают проблемы с подбором персонала. Набрать штат надежных (уборка проходит порой в шикарных домах и офисах) и исполнительных (бригада должна выезжать на объект оперативно) людей, преимущественно ­физически выносливых мужчин (оборудование довольно тяжелое) на зарплату 7000 - 10 000 рублей очень непросто.
   В финансовом отношении наиболее привлекательным для клининговых компаний является контракт на ежедневное обслуживание объекта - аутсорсинг, прибыль пусть и не самая высокая, зато стабильная.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Бизнес-курс"