19.05.2007  Кемеровская область: метаморфозы кузбасского авторынка

   
   Основная тенденция авторынка Кузбасса заключается в том, что подержанные японские автомобили перестали удовлетворять требованиям большинства жителей области. Крупные промышленные структуры и сформировавшаяся бизнес-элита Кузбасса обеспечивают автодилерам стабильный спрос на новые иномарки. Стремятся соответствовать рынку и сами продавцы автомобилей — они готовы вкладывать деньги в новые автоцентры и ждать их окупаемости.
   Согласно данным Кемеровского областного комитета государственной статистики, на 1000 человек постоянного населения приходится порядка 120 автомобилей в частной собственности. Другими словами, каждый восьмой житель области — автовладелец.
   Если еще несколько лет назад дилеры занимались лишь продажей и предпродажной подготовкой автомобилей, то сегодня официальные дилеры — это цивилизованные, грамотные люди, знающие толк в маркетинге, логистике и даже в шоу-бизнесе. Их задача — привлечь покупателя не низкими ценами, а набором сервисных услуг, гарантией, возможностью обновления автопарка. Именно поэтому сегодня на кемеровском авторынке представлено более десяти автомобильных дилеров иностранных марок.
   Автодилеры отмечают, что с помощью кредитных и лизинговых схем реализуется в среднем порядка 30%, а в некоторых случаях — и 50% всех продаваемых в регионе иномарок.
   Значительную долю своих доходов автодилеры получают не от продажи самих авто, а от обслуживания уже проданных и подержанных машин.
   «Это наш хлеб, — говорит маркетолог компании «Байерн-Кар« (кемеровский дилер BMW) Виктор Костромин, — это очень выгодно покупателю и автовладельцу. Теперь не надо ехать на окраину города в какой-то заброшенный гараж, где вам зачастую поставят совершенно не ту деталь». «Удел подобных сервисов — кузовные работы и, возможно, покраска, автомойка, не более того», — подчеркивает Игорь Лысенко. Среди СТО, которые смогли выдержать конкуренцию на рынке, остались только сервисы, занимающиеся специализированным авторемонтом, например, ремонтом автоматических трансмиссий.
   Останавливаться на достигнутом продавцы иностранных авто не собираются. Напротив, они готовы бороться друг с другом за увеличивающуюся аудиторию покупателей новых иномарок. Инструментом конкуренции становятся прежде всего сервисные услуги.
   На сегодняшний день, в отличие от 2005 года, практически преодолена проблема совмещения продаж и сервисного обслуживания. По словам главного редактора еженедельника «За рулем. Кузбасс» Константина Сидорова, «у каждой крупной автомарки теперь появился не просто шоу-рум, но и полный комплекс гарантированного сервиса и обслуживания. Это тенденция в принципе общероссийская, но в Кузбассе наиболее ярко она стала проявляться в последние полтора года». По мнению практически всех участников авторынка Кузбасса, продажа автомобилей не станет решающим фактором окупаемости инвестиционных затрат. Деньги новые автосалоны будут получать прежде всего за счет автосервисных услуг и тюнинга автомобилей.
   Главной особенностью кузбасского авторынка можно назвать его полицентричность. В других сибирских регионах бизнес-элита сосредоточена прежде всего в областных и краевых центрах, поэтому и автодилеры расположены именно там.
   В Кузбассе же автодилерские центры успешно работают не только в Кемерове, но и в Новокузнецке и других городах. Например, дилер компании Ford расположен в Новокузнецке, а автоцентр, занимающийся продажей одной из самых популярных марок — Toyota, — есть не только в Кемерове, но и в Новокузнецке, сообщает "Континент Сибирь".
   ИА "Альянс Медиа"