21.02.2007  Новосибирск: лизинг поможет бизнесу развиваться без больших финансовых затрат

   Лизинг оборудования – один из элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих развитие предпринимательства. По оценкам опрошенных экспертов, рост в этом сегменте в прошлом году в Новосибирске составил 200%. Прогноз на это год также выглядит оптимистично: рост рынка лизинга оборудования будет идти пропорционально развитию производства. Однако интерес к лизингу со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, несмотря на перспективность, эксперты, как и год назад, оценивают неоднозначно.
   В прошлом году, по оценке экспертов, темпы роста лизинговых платежей замедлились. Тем не менее если будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка, то рынок за ближайшие три года вырастет в 5-7 раз. При сохранении законодательных и налоговых препятствий рост будет скромнее – всего в 2,5-3 раза. Тем не менее несмотря на сохраняющиеся проблемы, эксперты отмечают существенный прирост в сегменте оперативного лизинга, используемого для приобретения оборудования.
   Так, генеральный директор ООО «Сибирский лизинговый центр» Алексей Спиридонов констатировал, что по итогам 2006 года динамика роста лизинга оборудования составила более 200% в денежном выражении. «Идет явное укрупнение сделок, средняя стоимость которых приближается к 3 млн рублей. По нашему мнению, тенденции роста сохранятся и в 2007 году», – поясняет собеседник.
   Среди основных отраслей потребителей услуги, где отмечен рост, эксперты назвали следующие. Рассказывает начальник отдела экспертизы проектов ЗАО «Первая лизинговая компания» Вера Гладышева: «В 2006 году существенно увеличился спрос на металлообрабатывающее оборудование. Как на отдельные станки, так и на серьезные комплексы и линии. Стоимость оборудования колеблется от 30-40 тыс. до 500 тыс. евро».
   Ведущий специалист Новосибирского филиала ООО «Глобус-лизинг» Иван Боровик уточнил, что специфика Сибирского региона – добывающая промышленность, а также транспортные компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозки. Поэтому здесь также отмечен рост.
   А. Спиридонов отметил заинтересованность в приобретении нового оборудования практически во всех сегментах экономики. «На сегодняшний день не осталось ни одного неохваченного направления. Интересны все: от тяжелого машиностроения до медицинского оборудования», – полагает А. Спиридонов.
   Несмотря на явное отставание отечественного машиностроения от западных аналогов, покупатели не всегда отдают предпочтение импортному оборудованию.
   Так, по информации И. Боровика, транспортники предпочитают приобретать отечественные машины, обладающие более низкой стоимостью. «А те компании, кому нужно оборудование для производства, берут импортное – за более высокое качество», – говорит он.
   В. Гладышева согласна с тем, что оборудование в оперативный лизинг берут в основном импортное. «Подобное оборудование потребляют преимущественно средние и крупные производители. Большинство серьезных иностранных производителей имеют в России дилеров и обслуживающие технику сервис-центры. Поэтому у покупателей не будет проблем с обслуживанием. Хотя среди наших поставщиков есть и отечественные заводы. Сотрудничество со многими весьма успешное. Справедливости ради замечу, что для некоторых клиентов мы покупали и восстановленное оборудование, после реконструкции», – уточнила В. Гладышева.
   В то же время, по мнению А. Спиридонова, для новосибирских компаний наибольший интерес представляет высокотехнологичное оборудование иностранного производства. «Доля отечественного оборудования составляет около 30%. Исторически сложилось так, что оборудование, предназначенное для пищевой, перерабатывающей, легкой, химической промышленностей более качественно производится в европейских странах, а для металлообработки и машиностроения – в России. Но в большей степени приоритеты в приобретении оборудования определяет сам лизингополучатель», – заметил А. Спиридонов.
   На самом деле страновая принадлежность производителя оборудования для лизинговых компаний не имеет особого значения. «Мы работаем с представительствами, – уточняет В. Гладышева. – Поэтому все участники наших сделок – российские компании».
   По мнению А. Спиридонова, отличий по сделкам приобретения отечественного или импортного оборудования, как правило, нет. «Есть особенности при наличии иностранного поставщика, возможно применение схемы торгового финансирования без дополнительного залога, используя в качестве оплаты аккредитив иностранного банка». А И. Боровик, напротив, полагает, что импортный контракт от отечественного отличается кардинально. «Схемы практически индивидуальны», – улыбается эксперт.
   Активность, которую проявляют предприятия малого и среднего бизнеса в сделках с оборудованием, эксперты оценивают противоречиво.
   А. Спиридонов считает, что наиболее активные участники рынка лизинговых услуг – это предприятия малого и среднего бизнеса: «Именно они являются наиболее адаптированными к жестким условиям этого рынка».
   И. Боровик более сдержан в оценке сегмента: «Активность недостаточно высока. На мой взгляд, это связано с тем, что не все предприятия до сих пор в полной мере представляют, что такое лизинг, каковы его преимущества. Часть из них все еще считают лизинг разновидностью кредита», – сетует он.
   Но несмотря на то, что средний и малый бизнес идут в лизинг на цыпочках, А. Спиридонов надеется, что при общем росте экономики страны спрос на новое оборудование и технологии вырастет прямо пропорционально этому росту. «А задача лизинговых компаний – удовлетворить эту растущую потребность рынка в обновлении основных средств», – улыбается специалист.
   И. Боровик уверен, что лизинг может помочь бизнесу развиваться без значительных финансовых затрат и раньше вывести оборудование на окупаемость и прибыльность. Но так как большинство малых и средних предприятий ведут «черную» бухгалтерию, это является серьезным препятствием для использования лизинговых схем. Лизинговым компаниям для оценки финансового состояния потенциального лизингополучателя необходима официальная бухгалтерская отчетность, говорит он.
   Объем реального нового бизнеса за 2006 год прогнозируется в районе $9-10 млрд, доля лизинга в ВВП составляет порядка 2%. Объем полученных за год лизинговых платежей достиг, по некоторым оценкам, величины $3,5-5 млрд, объем профинансированных средств – не менее $7-8 млрд. Совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговых платежей к получению на 01.01.07г., согласно этим же оценкам, составит порядка $12 млрд.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Эпиграф"