27.12.2005  Алтайский край: на поддержку МБ хотят направить около 31 млн рублей

   В структуре администрации Алтайского края произошли серьезные изменения — принято решение о создании нового управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, сообщает газета "Континент Сибирь". Особое значение это решение может иметь для Алтайского союза предпринимателей, переживавшего в последние два года, по мнению его руководителей, «разрыв отношений с местными властями». В течение 2004 года не работала межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров, на 2005 год не были выделены средства для краевого Фонда поддержки малого предпринимательства, не состоялось запланированное открытие Центра поддержки предпринимательства.
   Некоммерческое партнерство «Алтайский союз предпринимателей» (НП АСП) было создано пять лет назад. По данным крайкомстата, на 1 января 2005 года, в крае насчитывалось около 16 тыс. малых предприятий, на которых работали более 100 тыс. человек. 50 тыс. человек занимаются предпринимательской деятельностью, порядка 60 тыс. человек работают у них по трудовым договорам. Кроме того, в крае зарегистрировано 5072 крестьянских (фермерских) хозяйств, где работают 40 тыс. наемников. Общее число занятых в сфере малого бизнеса — порядка 270 тыс. человек, что составляет четверть всего трудоспособного населения края. Поступление налогов в бюджеты всех уровней от субъектов малого бизнеса в 2004 году выросло по сравнению с предыдущим годом на 38% и составило 3470 млн рублей.
   Как заявил исполнительный директор Алтайского союза предпринимателей Эдуард Черченко, Алтайский край является идеальной территорией для малого бизнеса, где не преобладают природные ресурсы, а имеются развитое сельхозпроизводство и переработка его продукции. Кроме этого, востребованы услуги в сфере туризма, с чем связано развитие дорог, отелей, кемпингов и другой инфраструктуры. Но несмотря на благоприятные условия, доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал, по данным комитета крайадминистрации по поддержке предпринимательства, колеблется в пределах 4–6%.
   При этом наблюдается дисбаланс между уровнем развития малого предпринимательства в сельских районах и городах края. Основное количество малых предприятий (около 60%) по данным 2004 года, сосредоточено в Барнауле, 8,4% — в Бийске, 4,5% — в Рубцовске, по более 1,5% — в Новоалтайске и Заринске. В районах края, по данным комитета по поддержке предпринимательства администрации края, функционирует лишь седьмая часть всех малых предприятий, говорит и. о. председателя комитета крайадминистрации по поддержке предпринимательства Андрей Паньков.
   По мнению Эдуарда Черченко, негативные тенденции могут быть сглажены при условии преодоления административных барьеров. Например, положительную роль могут сыграть воссоздание при главе администрации края Общественного совета по предпринимательству (его деятельность была прекращена при прежнем руководстве края) или возобновление деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров (работала при губернаторе Александре Сурикове).
   Какие бы административные реформы ни проводились, количество желающих помешать развитию малого и среднего бизнеса не уменьшается. Согласно Административному кодексу, около 60 организаций могут выступать в качестве проверяющих в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, резюмирует Эдуард Черченко.
   В качестве доказательства сближения власти и бизнеса можно расценить постановление об образовании с 1 января 2006 года управления администрации Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, в состав которого войдут комитет администрации края по поддержке предпринимательства, лицензионная палата и управление потребительского рынка Главного управления экономики и инвестиций администрации края.
   Как пояснил Андрей Паньков, создание нового управления — это прежде всего усиление позиций предпринимательства на уровне края. Эта будет мощная структура со штатом около 50 гражданских служащих. Предварительно каждый из трех комитетов представил свои предложения по будущей структуре, которые в настоящее время проходят этапы юридического согласования и стилистической коррекции. Назвать имя руководителя новой структуры — прерогатива губернатора.
   Павел Нестеров, зампредседателя комитета крайсовета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, генеральный директор ООО «Промэкс», говорит, что в стране отсутствует внятная, отвечающая современным реалиям госполитика в сфере развития малого бизнеса. Федеральный закон о поддержке малого бизнеса, принятый в 1995 году, безнадежно устарел, а новый никак не принимается. «От российского закона мы ждем четкого разграничения компетенции федеральных, региональных и местных властей в том, что мы называем созданием правил игры для предпринимателей», - сказал П.Нестеров.
   Задержки на уровне страны тормозят законотворческий процесс на местах, что сдерживает динамизм развития сектора в целом. На уровне края он выделил две проблемы. Первая — отсутствие системного и конструктивного взаимодействия между предпринимательским сообществом и краевыми властями. Например, ранее действовал общественный совет предпринимателей при губернаторе. Эта площадка позволяла решать множество текущих и стратегических вопросов, вести оперативный и конструктивный диалог.
   Сегодня губернатор дал поручение разрабатывать среднесрочную программу развития региона. «В рамках общественного совета мы могли бы донести до власти свои представления на этот счет. Кроме того, полезно возродить межведомственную комиссию по устранению административных барьеров в сфере предпринимательства, которая хоть как-то сдерживала бы неоправданную ретивость чиновников и бюрократов. Думаю, что в рамках крайсовета нужен экспертный совет по предпринимательству, учитывая ту важную роль, которую сектор играет в экономике края, а главное, имея в виду его перспективы», - считает Павел Нестеров.
   Пока малый бизнес приносит около 20% собственных доходов края, а в развитых западных странах — 60–70%. Совет мог бы объединить усилия депутатов и бизнес-сообщества для экспертизы и выработки новых законопроектов, касающихся тех секторов экономики, в которых малый бизнес особенно заинтересован. Например, ЖКХ, сфера туризма, сфера производства и так далее.
   Вторая проблема, решение которой Павел Нестеров считает приоритетным, — это облегчение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, что особенно актуально для сельской местности, где малый бизнес может сыграть определяющее значение в решении всего комплекса социально-экономических проблем. «К сожалению, в текущем году мы не смогли привлечь в край ни рубля из 1,5 млрд руб., предусмотренных федеральным бюджетом на поддержку малого бизнеса. В 2006 году эта сумма вырастет до 2,5 млрд руб., и наша задача — максимально войти в российские программы поддержки», - сказал он. Тем более что на Алтае есть очень достойные, в том числе инновационные проекты.
   Поскольку участие в программах предполагает софинансирование краевого бюджета, в проекте регионального бюджета на 2006 год крайсовет предлагает направить на поддержку малого бизнеса около 31 млн руб.
   ИА "Альянс Медиа"