01.11.2003 Кемеровская область: кино и частный бизнес О возрождении российского кинопроката постоянно говорят режиссеры, актеры, продюсеры. Постепенное возвращение зрителей в кинотеатры связывают с приходом в киносферу частного бизнеса. В Кузбассе, по большому счету, есть только один пример успешного выстраивания кинобизнеса. Два года назад кемеровский кинотеатр “Космос” был отдан в аренду частной фирме. Теперь московские кинопрокатчики в Кузбассе имеют дело практически только с ним. Сегодня руководство “Космоса” предлагает новые подходы к управлению кинотеатрами в области. Об инициативах ЗАО “Киноцентр “Космос” рассказывает его гендиректор Ефим Денисов. В.: "Действительно ли “Космос” – успешный проект?" О.: "Мы поставили себе цель показывать все новые фильмы первыми в области. Но понимали, что человека, который не ходил лет пятнадцать в кино, трудно туда вернуть. Пока этого достигли, прошло порядочно времени. Сейчас имеем в среднем 30 тысяч посещений в месяц. Начинали с десяти. Но бывает иногда менее десятка людей в зале. Однако в Кемерове уже привыкли, что у нас можно посмотреть самые новые фильмы, хиты - всего за два года мы показали 150 фильмов. В целом же по области что происходит? В советские времена в Кузбассе было 40 кинотеатров. Сейчас из них работающими можно назвать только 22. Соответствуют стандартам, даже не по оборудованию, а по элементарным системам вентиляции и пожарной безопасности, только два – наш и “Победа” в Ленинске-Кузнецком. Недавно, правда, открылся после ремонта “Кузбасс” в Междуреченске…" В.: "В прессе появлялась информация о выходе вашего киноцентра на область. Вы якобы занялись прокатом фильмов по городам. Стоит ли это понимать как расширение бизнеса?" О.: "В Кузбассе есть областной киновидеоцентр. В его обязанности входит формирование кинорепертуара для области. Альтернативы этому в городах, как системы, нет. Кинотеатры, которые давали какой-то доход, самостоятельно покупали фильмы у различных структур. Серьезный кинопрокатчик не будет работать с небольшим кинотеатром в маленьком городе. Руководители кузбасских кинотеатров приезжали в “Космос”, просили как-то помочь. Вот мы и постарались вложить деньги в кинопрокат для всех кинотеатров. Сейчас у нас им занимаются 3 человека. Делают так, чтобы во всех городах можно было увидеть то, что идет у нас. Анализ рынка показал, что для того чтобы вся область была “закрыта” кино, в прокате одновременно должно быть не менее 30 фильмов. Цифра эта выведена с учетом времени на доставку фильмов, с учетом графика проката. К тому же относительно большие кинотеатры, как правило, в один день работают двумя программами. Система позволяет в пределах трех месяцев показать один фильм во всех городах. Сегодня у нас в прокате по области 33 картины. Мы купили права еще на три картины и ведем переговоры по двум. Не делаем разграничений на отечественное и импортное кино. В прокате находятся как российские, так и фильмы производства США, Франции. Главное, чтобы фильмы были зрелищными и зритель был доволен. Вернется зритель - у кинотеатров появится доход. Деньги на развитие, на покупку оборудования. К примеру, в Прокопьевске “Орбита” собрала по 60 тысяч рублей от показа “Такси-3”, а это двухмесячный доход кинотеатра." В.: "Складывается ощущение, что, начав работать с городскими кинотеатрами, вы пытаетесь выстроить систему кинопроката в области под себя…" О.: "Для нас работа с кинотеатрами пока в большей степени благотворительность. Кинотеатры нам платят, честно сказать, смешные деньги. А стоимость фильма зависит от системы кинопроката. Есть вариант, когда фильм покупается с правами на год. Купил и катай или покажи раз, а потом положи на полку. Другой вариант - менее рисковый, “прокат по долям”. Если в целом, грубо говоря, с фильма зарабатывается 100 единиц, то 45-50 единиц остается дилеру, остальное – кинопрокатчику. Риск меньше, потому что ты не вкладываешь сразу деньги в эту картину, а просто представляешь интересы дилера в регионе. Кино - не дешевое удовольствие. Какой-то фильм нам может обойтись в 120 тыс. рублей. А за “Терминатора” просили 5 млн. рублей. Мы же часть фильмов закупаем “целиком”, часть по долям. Все зависит от экономической целесообразности. Так работали с самого начала, поэтому принципиально работа “Космоса” с городами мало что изменила. Мы не скрываем интереса к кинопрокату, но если на рынке появятся другие предложения, будем только приветствовать. Но сегодня, кроме нас, этим никто не заинтересовался. Кинотеатры у нас почти все муниципальные. Вот что надо менять, так это отношение власти к ним. Города должны вкладывать средства в кино." В.: "Бюджетные деньги на покупку “Матрицы”… По принципу “хлеба и зрелищ”? Но мэр скажет, что у него проблемы с ЖКХ, бюджетниками, дорогами. Какое уж тут кино." О.: "А я и не говорю, что власти должны покупать фильмы. Администрации городов, как мне кажется, могли бы просто по-новому подойти к управлению кинотеатрами. Приватизировать их никто еще не решается. Связано это с тем, что кинотеатры являются учреждениями культуры. Можно сдавать кинотеатры в аренду, как в случае с “Космосом”. Меня, как представителя частного бизнеса, в принципе это вполне устраивает. Но вот на Западе достаточно широко распространены, скажем так, совместные предприятия. С одной стороны органы власти, с другой - частный бизнес. Почему у нас такого нет?" В.: "Есть и иное мнение. Иметь общий бизнес с властью – себе дороже. В чем вы видите плюсы совместного бизнеса?" О.: "Если будут совместные вложения, то город получает гарантию социальных обязательств бизнеса. А бизнес - некую гарантию сохранности инвестиций. Такая система позволит привлекать больше частных структур." ИА "Альянс Медиа" по материалам "Кузбасс" |