04.05.2005  Новосибирск: «офисная лихорадка» приобрела черты истерии

   «Офисная лихорадка», неизбежность которой констатировалась аналитиками новосибирского рынка недвижимости с конца 2001 года, приобрела черты истерии. Большие и не очень, местные и иногородние застройщики с шумом анонсируют проекты офисных центров.
   Однако потребность города, сейчас обладающего примерно одним миллионом квадратных метров офисных площадей - это без учета муниципальной собственности и заводских «оград», - будет в основном удовлетворена в 2006-2007 годах. Справедливости ради: ряд даже реконструированных «советских» проектных институтов и введенных в прошлые годы бизнес-центров, не обладающих удобными парковками, потеряет своих нынешних арендаторов. Эти арендаторы перейдут в течение двух лет в удобные новые помещения.
   Потребность продать свои услуги заставит хозяев бизнес-центров, заложенных в 2004-2005 годах, «с ходу» вступать в ценовые войны за клиентов. При этом крупнейшие корпорации города (например, F1, арендующая площади в Доме проектных институтов, и «ограде» НЭВЗа), видимо, останутся на своих сегодняшних местах.
   Текущая ситуация очень похожа на освоение Клондайка. Золотая жила сделала богатыми самых первых старателей, те же, кто пришел во «второй волне», потеряли вложенное. «Офисный Клондайк» Новосибирска скоро кончится. Отдельное замечание: «первые старатели» офисного строительства продавали бизнес - центры чуть ли не квадратными метрами, поскольку начинали строительство без достаточного количества средств. Сегодня в ряде таких офисных объектов Новосибирска - «колхозы» собственников, управляющие компании лишены возможности адекватного управления.
   Только комплексное, стратегическое мышление спасет от потерь, связанных с исчерпанием экстенсивного ресурса спроса. Детальное планирование последующей жизни введенного бизнес-центра - позиционирование, сервисы, маркетинг в конкурентной среде - способно дать в руки опытному игроку рынка мощные рычаги управления этим объектом. Правда, подобный способ мышления (он же - рыночный опыт) приходит к предпринимателю только после поражений.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь"