28.08.2004 Новосибирская область: сетевая розничная торговля активно развивается Сибирские предприниматели нашли золотую жилу, имя ей - сетевая розничная торговля. Прошедший год в региональном продовольственном ритейле отмечен не столько бурным расширением действующих сетей, сколько появлением на рынке активных новичков. В качестве наиболее ярких примеров стремительного вхождения на рынок можно привести сеть «Квартал» (Новосибирск), сумевшую чуть более чем за год открыть порядка 10 магазинов, иркутский «АМИК» (сеть дискаунтеров «Бонус» и магазин формата cash & carry), красноярскую сеть «АЛПИ» компании «Сибирская губерния». Исключение составляют новосибирские сети «Сибириада» и «Столичный», которые за это время успели удвоить количество своих магазинов. Еще одной приметой перспективности рынка последнего времени является вхождение на него компаний, далеких от ритейла. Так, как минимум две крупные строительные компании региона - омская «АСК» и новосибирская «Струг» - сегодня уверенно выстраивают на своих площадях собственные розничные сети - «Славянский» (омская «АСК») и «Струг» (одноименная компания «Струг»). Тем не менее региональный рынок продрозницы по-прежнему далек от насыщения. По оценкам участников рынка, доля сетевой розницы в нем до сих пор не превышает 30%, а то и 10%. Говорить о жесткой конкуренции между региональными ритейлерами пока не приходится. При этом столичные игроки, прихода которых так боялись местные ритейлеры еще пару лет назад, не спешат в Сибирь. О своих планах освоиться в Сибири за последнее время заявлял ряд компаний, однако реализовать проекты пока удалось лишь в двух сибирских городах - Омске, где за последние полгода развернула сеть питерская «Пятерочка», и Красноярске (проект столичной компании МИГ «Торговый квартал на Свободном» с гипермаркетом «Рамстор»). Осенью в Новосибирске должен появиться пилотный проект столичной сети «Патерсон», который, впрочем, вряд ли сможет привести к каким-то радикальным изменениям на рынке. В этой ситуации местные компании вынашивают планы по развитию бизнеса. Так, занять или укрепить лидирующее положение на собственных (и соседних) рынках намерены красноярская сеть супермаркетов «Красный Яр», новосибирский «Холидей Классик», томская сеть «Лама» и кемеровский «Чибис». Желание обосноваться во всех перспективных нишах делает большинство компаний мультиформатными. Например, в арсенале кемеровского «Чибиса» сегодня есть практически все типы торговых площадок - от «магазинов у дома» до крупного торгового центра. «Создание разных форматов внутри одной сети является одним из серьезных конкурентных преимуществ, так как мультиформатность позволяет удовлетворить потребности нескольких сегментов потребительского рынка, - считает руководитель кемеровской сети «Чибис» Сергей Колесник. - Закрывая несколько ниш сразу, мы охватываем более широкий круг потенциальных покупателей. Таким образом, совокупный товарооборот сети и рентабельность бизнеса растут». Впрочем, иногда мультиформатность сети объясняется сложностями с поиском торговых площадей нужного размера. Все чаще торговцы приходят к необходимости строить объекты «с нуля», а возводить маленький торговый павильон невыгодно - оправдать вложения сможет только крупный торговый объект. Торговцам приходится осваивать и новый для себя формат. Однако выходить за рамки сложившегося формата спешат не все игроки региональной сетевой розницы. Сохранять преданность выбранному формату пока намерены новосибирская сеть «Квартал» («магазин у дома»), красноярский «Каравай» («магазин у дома»), иркутская сеть супермаркетов «Багира», томская «Сибирская копеечка». Что касается выхода в соседние регионы, то наибольший интерес к чужим землям пока демонстрируют новосибирские ритейлеры: в Томске уже запущены три проекта новосибирской сети «Быстроном» и гипермаркет «Томь» сети «Холидей Классик». У остальных ритейлеров визиты в чужой город либо в планах, либо вообще не значатся в списке приоритетов. Хотя конкуренция между региональными ритейлерами еще не достигла своего пика, уже сейчас большинство торговцев всерьез озаботились борьбой за клиента. «Стратегией дальнейшего развития сегодня становится не только укрупнение торговых площадей, но и повышение эффективности отдачи с квадратного метра за счет расширения ассортимента и повышения качества обслуживания», - сказал Алексей Касимов из новосибирской «Сибириады». Предлагать продукцию собственного производства сегодня готовы не только классические супермаркеты, но и магазины у дома и даже экономичные универсамы. Стремление повысить эффективность работы оборачивается для торговцев необходимостью отлаживать и внутренние процессы сети, в первую очередь отношения с поставщиками, логистику и профессионализм персонала. Практически все крупные сети сегодня обзавелись или планируют обзавестись в ближайшее время собственным распределительным центром. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |