15.10.2005 Томская область: новый закон ударит по предпринимателям-продавцам алкоголя С начала следующего года во многих томских магазинах будет запрещена торговля крепкими спиртными напитками. Дело в том, что индивидуальным предпринимателям, которые держат небольшие торговые точки, вообще нельзя будет иметь дело с горячительными напитками крепостью свыше 15%. Продолжить торговлю алкоголем «индивидуалы» смогут только в том случае, если перерегистрируются в ООО. Но при одном условии: площадь их магазинов должна быть не менее 50 квадратных метров. Такая норма была определена в Федеральном Законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". На пиво и натуральное вино до 15% эти изменения не распространяются. Цель федерального закона - усилить госконтроль в данной сфере, вытеснить нелегальных производителей, повысить качество продукции и увеличить доходы государства. По данным некоммерческого партнёрства "Объединение предприятий розничной торговли Томской области", в руках частников находится около 70 процентов всей торговли спиртным, и треть выручки они получают именно от продажи алкогольной продукции, поэтому грядущие изменения в законе могут нанести существенный урон их финансовому положению. «Этот закон направлен на уничтожение малого бизнеса, - уверен Александр Егоров, индивидуальный предприниматель, директор партнёрства. - В Томске нет ни одного продуктового магазина, где бы не продавался алкоголь. Мы потеряем выручку не только от алкоголя, но и от продажи закуски, которая прилагается к нему». Остаться частникам в этом бизнесе можно. Им надо лишь сменить статус индивидуального предпринимателя на юридическое лицо, то есть зарегистрировать своё предприятие. Однако это далеко не единственное условие. Для того чтобы получить право продавать алкоголь, предприниматель обязан выполнить еще ряд требований. Во-первых, общая площадь его магазина и складских помещений должна быть не менее 50 квадратных метров. Во-вторых, индивидуальный предприниматель, ставший юридическим лицом, должен будет иметь уставной капитал несколько сот тысяч рублей (в настоящее время он равен 10 тысячам рублей). В-третьих, так как закон повлечёт за собой кардинальное изменение системы отчётности, ему станет необходимо нанять бухгалтера и купить новый кассовый аппарат. Самостоятельно вести отчётность он уже не сможет. Кроме того, магазину придётся выйти на общую систему налогообложения. «Эти изменения, конечно же, послужат ударом для ИП, - говорит Николай Макаренко, председатель Комитета развития потребительского рынка и услуг администрации Томской области. - Может быть, процентов 10 таких небольших слабеньких предприятий могут не выдержать. Но эти удары сегодня просто необходимы. Ведь около 30-40% алкогольной продукции находится в «теневом» обороте». По информации Александра Егорова, около 1000 продуктовых магазинов в Томске принадлежат индивидуальным предпринимателям. «Если этих магазинов не станет, а это, я думаю, обязательно произойдёт, у потребителя не останется выбора, - утверждает предприниматель. - Он вынужден будет приобретать продукты и спиртное в супер- и гипермаркетах. Всё идёт к монополизации, и вполне возможно, что в таких условиях цены и на алкоголь, и на продукты существенно подскочат». С 2006 года закон установит более жёсткие требования не только по отношению к индивидуальным предпринимателям, но и к производителям алкогольной продукции, а также оптовикам. В частности, в связи с новым законом существенно увеличивается минимальный размер уставного капитала для организаций, не являющихся государственными. «У томских производителей с размером уставного капитала проблем не возникнет», - говорит Николай Макаренко. Со стороны государства вводится дополнительный контроль над алкогольным рынком: внедряется единая система контроля качества спиртного непосредственно на предприятиях. Все технологическое оборудование на ликероводочных и спиртовых заводах будет оснащаться электронными приборами для контроля качества спиртного и учёта количества произведённой продукции. Вместо региональной специальной марки вводится новая информационная марка с индивидуальным кодом бутылки (штрих-код), которая будет наноситься на продукцию изготовителем либо импортёром. Внесён ряд предложений, призванных оградить алкогольный рынок от разнообразных суррогатов из денатурированного спирта. Изменённый закон наделяет регионы новыми полномочиями. С нового года Томская область будет иметь право устанавливать порядок декларирования розничного оборота и ограничивать продажу спиртных напитков по времени. «Предприниматель будет отчитываться за каждую проданную бутылочку, - сообщает Николай Макаренко. - Что касается времени, то мы планируем ограничить продажу алкоголя, предположительно, возле общежитий, на магистралях. Скорее всего, это будет ночное время». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Томская неделя" |