21.07.2005  Республика Бурятия: средний бизнес активно страхует свое имущество, а малому эта услуга пока не по карману

   За последний год рынок страхования малого и среднего бизнеса активно развивается, считает Анатолий Раднаев, директор Городского бизнес-инкубатора. С введением обязательного автогражданского страхования на рынке Бурятии появилось много страховых компаний. За это время они накопили определенные капиталы, расширяют свою сеть по всей России и начинают вводить новые услуги, в том числе страхование малого и среднего бизнеса. Как правило, это программы, включающие сбор наиболее популярных видов риска в один пакет.
   Буквально полтора года назад несовершенство программ страховых компаний отпугивало всех потенциальных клиентов. Баснословные ставки не способствовали желанию коммерсантов добровольно страховать свой бизнес.
   Большинство из них и сейчас страхуются, только когда берут кредит на расширение бизнеса, потому что это обязательное условие банка. Или если арендуют помещение, где в договоре также стоит обязательный пункт - страховка.
   Представители среднего бизнеса почти все свои здания и объекты застраховали, а малым предприятиям пока это не по карману.
   Прошлой осенью дотла сгорело здание, где были размещены мебельные цеха сразу нескольких фирм - "Интерьер-плюс", "Мебельный рай", и "Лидер". Общий ущерб от пожара составил 12 миллионов 350 тысяч рублей.
   Часть здания, которая принадлежала мебельной фабрике "Лидер", не была застрахована. Сгорели цех, где они производили корпусную мебель, дорогостоящее оборудование, выставочный зал и офис. Сейчас предприниматель восстанавливает свою фабрику и уже застраховал от всех случаев ту часть, которая работает. Когда фабрика будет полностью восстановлена, он намеревается взять полный пакет страхования.
   На российском рынке застраховано всего 20 процентов предприятий малого и среднего бизнеса, больше половины которых из этого числа - ОСАГО.
   Добровольно свой бизнес обезопасили от катастроф и непредвиденных обстоятельств всего 8 процентов предпринимателей.
   "Раньше я всегда хотела застраховать свой бизнес, но мне мешали очень высокие проценты. Сейчас страховые компании предлагают для малого и среднего бизнеса полный пакет на все случаи жизни с вполне приемлемыми ставками. Мне это по карману и интересно", - говорит Ирина Давыдова, директор салона цветов "Этуаль".
   По словам Мунко Батуева, главного менеджера отдела корпоративных продаж "Росгосстрах", у наших предпринимателей сложился неправильный подход - вкладывать капиталы в пассивы, то есть в недвижимость, автомобили, заграничный отдых. Они не хотят вкладывать свои деньги в активы, боясь рисковать. Основная беда бизнесменов - ложное представление о том, что "страхование - дорогое удовольствие".
   "Если брать полный пакет страхования, то в этом случае ставки уменьшены в разы, - сказал Алдар Гомбоев, заместитель генерального директора "Росгосстраха".
   Печальный опыт коллег "Лидера" заставил фабрику "Мебель от Зыкова" застраховаться через два месяца после несчастного случая. И уже в апреле у них случился пожар. Сгорела сушильная камера, ущерб составил 200 тысяч рублей.
   "Но деньги страховая компания нам пока не возместила. Сейчас ведется служебное расследование. Понадобилось много дополнительных документов для выплаты страховки", - рассказывает Виктория Каргапольцева, бухгалтер фабрики "Мебель от Зыкова".
   Программа, предусмотренная для страхования малого и среднего бизнеса, в "Ингосстрахе" действует уже с 2002 года.
   "Семьдесят процентов предпринимателей в республике сидят на ресурсах банка, естественно, у них почти все уже заложено и застраховано", - рассказывает Ульяна Угловская, эксперт II категории "Ингосстраха".
   Есть категория молодых предпринимателей, которые даже не задумывались о страховании собственного дела.
   "Я, честно говоря, даже и не знал о том, что можно застраховать бизнес вплоть до простоев в производстве. В принципе это интересная тема, потому что у нас был случай, когда нагрянула проверка цеха, и мы не работали целый месяц", - рассказывает Эрдэм Сергеев, совладелец сети киосков "Куры-гриль".
   У него застраховано несколько киосков только потому, что он брал кредит в банке на расширение своего бизнеса.
   "Сейчас активно начинает рекламироваться еще один вид страхования - "От финансовых рисков". На случай несостоявшейся крупной коммерческой сделки или потери капитала. Но по этим видам страхования очень высокие ставки", - говорит Анатолий Раднаев, директор Городского бизнес-инкубатора.
   Когда предприниматели несут определенные риски, они начинают задумываться о необходимости застраховать свое имущество. Обычно это автомобили, здания магазинов, складов, товары, находящиеся там.
   "Предприниматель должен сам оценивать свои риски и решать, страховать имущество или нет. Компании в нашем городе имеют достаточно большие капиталы и способны выплатить страховку, - говорит Анатолий Лубсанович. - Практически бизнесмен избавляет себя от банкротства при несчастном случае или наступлении форс-мажорных обстоятельств. Единственное, что он может потерять", - это свои нервы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Информ Полис