27.06.2005 Новосибирск: компания "Топ-книга" расширяет сеть супермаркетов формата cash & carry До конца 2005 года в "Топ-книге" планируют утроить сеть собственных магазинов формата cash & carry "Литера" и довести их число до 25 магазинов по всей России. Затраты составят около 70 млн. руб. По мнению представителей компании, этот формат на сегодняшний день один из самых востребованных на книжном рынке. Оптово-розничная компания "Топ-книга" создана в Новосибирске в 1995 году. На сегодняшний день она объединяет 215 магазинов в 105 городах России (общая площадь около 75 тысяч кв. м) и три собственных склада. Общий товарооборот "Топ-книги" в 2004 году составил $104 млн. Сегодня магазины "Топ-книги" работают сразу в нескольких форматах: "Книгомир" (классические книжные магазины площадью 200-500 кв. м), "Литера" (крупноформатные магазины cash & carry площадью 1200-1500 кв. м) и "Лас-книгас" (гипермаркеты с торговой площадью 2-3 тыс. кв. м). И хотя первые магазины формата cash & carry были открыты еще в 2003 году, активно развивать это направление в "Топ-книге" решили только сейчас. "Сегодня у нас работают 11 "Литер" в различных городах России, три из них - в Сибирском регионе. Сейчас это направление приоритетное, в планах компании - довести до конца 2005 года число "Литер" до 25, - рассказывает директор департамента cash & carry компании "Топ-книга" Елена Сергиенко. По её словам, такое решение объясняется тем, что в настоящее время в России формат cash & carry очень востребован: пока его доля на рынке не превышает 15%, но спрос постоянно растет. Е.Сергиенко заметила, что деньги на развитие сети - как собственные, так и заемные, в среднем сумма инвестиций в один магазин - 4-5 млн руб. (без ассортиментного наполнения). Большинство новых магазинов cash & carry будут открыты в городах-"миллионниках", где "Литер" еще нет. Другие игроки российского и регионального книжного рынка оценивают планы "Топ-книги" достаточно неоднозначно. "Мне не хотелось бы сейчас оценивать планы "Топ-книги". Их реальность покажет время", - говорит директор компании "Омсккнига" (Омск) Валентина Бородина. "Если говорить о планах компании по увеличению количества магазинов в три раза, в принципе, они реальны, - добавляет генеральный директор сети магазинов "Букбери" (Москва) Алексей Шестаков. - С другой стороны, по его словам, более востребованы сегодня большие книжные магазины с зонами отдыха, кафе и прочими дополнительными услугами. Для все большего количества покупателей важнее удобство при совершении покупки, а не цена. Книги - не товар первой необходимости, где разница в 10 рублей важна, поэтому формат cash & carry, - это вчерашний день, - считает он. Директор по маркетингу и рекламе книготорговой компании "Абрис" (Москва) Владимир Котов с этим не согласен. "Формат сash & сarry очень развит на Западе, а учитывая тенденцию наших торговцев ориентироваться на западные модели построения бизнеса, можно предположить, что число магазинов данного формата будет только расти, - считает он. Несмотря на некоторый скептицизм конкурентов, в самой "Топ-книге" считают свои планы вполне реальными. "Сегодня у нас разработан еще один формат торговли - "Мини-литера". В ближайшее время такой магазин появится в Барнауле, а далее формат будет транслироваться в города с населением до 500 тысяч человек", говорит Е.Сергиенко. По её словам, средняя площадь "Мини-литер" будет составлять от 200 до 500 "квадратов", до конца года планируеться открытие четырех "Мини-литер", одну из них - в Томске. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Регион-Информ" |