04.04.2005 Сибирский федеральный округ: основа клиентской базы региональных лизингодателей - малый и средний бизнес Результаты исследования, проведенного АЦ "Эксперт-Регион" по данным 2004 года, показали: лизинг в Сибири набирает обороты. Доля регионального рынка составляет уже 6% от общероссийского. Объем лизинговых платежей за минувший год вырос по сравнению с 2003-м более чем на 55%. Для сравнения: темпы развития среднестатистических российских компаний на 4% ниже. Самыми динамичными компаниями в 2004 году оказались новосибирское представительство "ДельтаЛиз - Дальний Восток" (566%), омская "ИТ Финанс" (403%) и красноярский "Аргумент" (231%). Существует большая концентрация источников финансирования деятельности лизинговых компаний в таких городах, как Новосибирск, Томск, Красноярск. Заметно ниже активность в Иркутске, Барнауле, и практически нет "рыночных" компаний в Бурятии и Читинской области, отмечает генеральный директор иркутской компании "Титан-Лизинг" Михаил Казимировский. Основной тенденцией минувшего года стало усиление конкуренции между лизинговыми компаниями. Это связано с тем, что крупнейшие российские операторы активно идут в регионы, открывают филиалы и представительства в Сибири. С их приходом увеличивается число и объемы сделок. Сегодня около 80% сибирского рынка принадлежит москвичам. Во-вторых, давно присутствующие на рынке компании наращивают объемы финансирования. Заметно выше стал их профессиональный уровень: бизнес-процессы автоматизированы, организационные структуры упорядочены. До конца трудности в привлечении клиентов не исчерпаны. Как отмечает директор представительства компании "ДельтаЛиз - Дальний Восток" Елена Дергач, это связано с отсутствием у предприятий опыта работы по договорам лизинга. По результатам исследования АЦ "Эксперт-Регион", в 2004 году 35% компаний прибегли к лизингу впервые, еще 28% уже испытали его преимущества и обратились к услугам лизинговой компании повторно. Остальных привлек банк или поставщик. Основа клиентской базы региональных лизингодателей - малый и средний бизнес. Наибольшую долю в совокупном лизинговом портфеле традиционно занимает автотранспорт. Два основных его сектора - грузовой и пассажирский. Предмет сделок последнего делится на легковые и коммерческие автомобили, предназначенные для транспортировки небольших грузов. Основными потребителями лизинга автотранспорта (примерно 80%) выступают юридические лица: таксопарки, транспортно-логистические компании, металлоторговцы, лесозаготовители, угольные, строительные холдинги, имеющие свои транспортные подразделения, а также компании, закупающие, например, легковые автомобили для боссов. Остальные 20% - физические лица. Опрос участников исследования констатирует: сибирский лизинг автотранспорта набирает темпы роста. За 2004 год прирост в пассажирском сегменте составил 234%, в грузовом - 78%. Перспективы хорошо видны на примере столичных рынков. Сегодня автомобильный лизинг остается наиболее востребованным видом услуг на рынке. Емкость этого сегмента в 2004 году в Санкт-Петербурге превысила 80 млн долларов. По данным экспертов, в последние два года ежегодное увеличение лизинга легковых автомобилей превышает 60%. Рынок автолизинга уже близок к насыщению. Но, по мнению специалистов, несмотря на грядущее снижение темпов роста рынка, в абсолютном выражении объемы сделок продолжат увеличиваться, комментирует ситуацию начальник отдела лизинга автотранспорта ГК "Интерлизинг" (Санкт-Петербург) Андрей Рябцев. Одновременно с этим упрощается лизинговая процедура: появляются стандартизированные пакеты, сокращаются сроки обработки заявки, облегчаются условия обеспечения сделок, уменьшается первоначальный взнос. В ближайшей перспективе при имеющихся ресурсах сибирским лизингодателям намного выгоднее по-прежнему акцентировать внимание на автотранспорте. Разрабатывать менее популярные ниши не слишком целесообразно, хотя потенциальный спрос во всех сегментах лизингового рынка чрезвычайно высок. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Эксперт-Сибирь" |