12.12.2004  Томская область: подножный бизнес

   Томской области населенные пункты как старообрядческие скиты - затеряны в лесах. Этим геополитическим фактором, впрочем, как и дефицитом рабочих мест, объясняется склонность местного населения к сбору даров природы: грибов, ягод, орехов, бересты - в общем, всего того, что принято называть дикоросами. В конце 90-х годов некоторые собиратели основали небольшие предприятия и начали системно сушить грибы, мять ягоду в соки и варить варенья. Делали все по старинке, потому что так дешевле. Со временем выяснилось, что старинные способы переработки дикоросов - не недостаток, обусловленный бедностью, а конкурентное преимущество их бизнеса.
   Превращение промыслов в бизнес - это тенденция, которая явно прослеживается последние два-три года. Сегодня многие мелкие компании, начавшие в 90-х заниматься освоением даров природы, за счет кредитов и областных программ постепенно обзавелись современным оборудованием, цехами и выросли до уровня средних и вполне прибыльных. В 2003 году в бюджет Томской области от компаний, занимающихся сбором и переработкой дикоросов, поступило 50 млн рублей налогов. Чуть больше миллиона рублей заплатили компании, специализирующиеся на берестяном и других, более экзотических, промыслах. Как утверждают специалисты, природные ресурсы области пока используются лишь на 5-6%. Если научиться пользоваться дарами леса чуть эффективнее, то доходы от этого бизнеса станут вполне сопоставимыми с 2 млрд рублей, которые в год получает областной бюджет от нефтянки.
   Три предпринимателя, о которых пойдет речь, находятся на разных этапах превращения традиционных промыслов в бизнес. Но их объединяет общность замысла - сделать деньги на том, что в буквальном смысле слова лежит под ногами.
   Фермер Александр Золотарев живет в деревне Туендат, что означает Лунная река. Три года назад Золотареву надоело беспокоиться об увеличении надоев коров и ценах на комбикорма, и он решил заняться выгонкой дегтя. Главу в учебнике химии о дегте его заставляли учить наизусть в школе. Тяжелое воспоминание детства и стало побудительным мотивом нового бизнеса. Золотарев навел справки и выяснил: в России почти никто не гонит деготь по старинке. Между тем многие фармацевтические компании и ветеринарные лечебницы готовы покупать именно такой деготь.
   Поехал Золотарев в Томскую научную библиотеку и в разделе "Лесохимия" нашел-таки старинный, классический рецепт. После чего зарегистрировал ИЧП, нанял двоих соседей - и возвел дегтярный заводик на Лунной реке.
   В прошлом году Золотарев поставлял свой деготь компании "Биолит", занимающейся пищевыми добавками, и областной ветеринарной станции. В этом году томским дегтем заинтересовалась одна из крупнейших фармацевтических компаний Петербурга и заказала шесть тонн. "Это очень много, - говорит Золотарев. - Деготь нужен в малых объемах и только ветеринарам и врачам". Больше деготь сбывать некуда. Классический нишевой товар. Благодаря питерцам г-н Золотарев понял, что спрос на его экзотический продукт существует не только в Сибири. И теперь несколько тысяч долларов ежегодной прибыли он планирует направлять на расширение производства и поиск новых клиентов.
   Совсем иное положение в плодово-ягодном бизнесе - это рынок большой и быстро растущий. По крайней мере половину безработных жителей Томской области, которых каждую зиму и весну спасают деньги, полученные за сдачу дикоросов в заготовительные пункты, спасает предприятие "Красота-СМ". Сама "Красота" занимается изготовлением варенья, натуральных соков и морсов из ягод. Прадедовским методом - прямым отжимом. Орудия производства - деревянная лопата-мялка. Просто, экологично и уникально. Летом ягоду привозят и сразу мнут, а зимой - размораживают запасы, хранящиеся в рефрижераторах, и отжимают. Кроме "Красоты-СМ", в России только питерская компания "Мултон" делает такие же соки. Все остальные восстанавливают соки из концентратов - так проще и выгоднее.
   Генеральный директор компании "Красота-СМ" Раиса Одинцова, по образованию математик, начала свой бизнес в 1992 году - с брусники и клюквы, а со временем стала выпускать соки из самых разных ягод: из смородины, рябины, калины, жимолости, черники. Для каждой ягоды нарисовали узнаваемую этикетку - сделали свой маленький бренд. Недавно он появился и у голубики. "В начале у нас не было ни копейки денег, были одни идеи, - вспоминает г-жа Одинцова. - Кредит мы взяли на третий месяц своего существования под восемьдесят три процента. Через полгода, правда, до нас дошло, что можем остаться без штанов. Выплатили мы таки этот кредит и поняли, что надо искать другие пути. В 1993 году областная администрация принимала бизнес-проекты на конкурс. Мы подали заявку под названием "Переработка дикоросов" и получили деньги. Не бог весть какие, но все же. Открыли производство в Богашево. Еще через некоторое время получили льготный кредит под шестнадцать процентов. Потом работали с московским фондом Бортника. Когда ожили - уже смогли коммерческие кредиты брать. Сейчас наша компания в процессе омоложения - ищем талантливую молодежь на позиции менеджеров. Недавно молодого управляющего нашли. Посмотрим, что он сможет".
   Помимо дикоросов "Красота-СМ" делает фиточаи из лекарственных растений, которые закупает у фирм-сборщиков на Алтае. Но самая главная статья доходов компании - джемы-наполнители, компаунды, топинги. Проще говоря, разновидности варенья, которые продаются пекарням для начинки булочек и печенья, а также хладокомбинатам - для мороженого. В регионе крайне мало компаний, производящих подобный товар. Собственно, поэтому-то у Одинцовой пока нет серьезной конкуренции на рынке.
   Соки Одинцова намерена сохранить как элитарный продукт. "В Америке процветает очень простой бизнес, - говорит Раиса Одинцова. - Предприниматель отжимает, скажем, яблоки и продает сок - мутный, железистый. Его мало кто пьет, но те, кто любит такой продукт, - постоянные клиенты. Мы делаем то же самое, только в масштабах среднего бизнеса. Наш продукт, как и любой, связанный с традиционными промыслами, прост, уникален и экологичен. Это отличительные черты всех промыслов. Их и надо эксплуатировать".
   Директор фирмы "Томский умелец" Виктор Фурман страдает от плагиаторов. Двадцать лет назад Фурман организовал экспериментальное объединение художественно-народных промыслов и начал изобретать новые сувениры из бересты. В 1983 году он нашел в области всего четырех человек, умевших свернуть туесок, и сделал их старшими мастерами. Сегодня г-н Фурман ни инициативность, ни новые идеи не приветствует - не потому, что уже все придумано, а потому, что любую новинку со страшной скоростью перенимают мастера-частники. Подделывают очень точно. Защитить авторское право невозможно - чтобы оформить патент на каждый сувенир, жизни не хватит.
   Берестяной промысел в регионе за последние годы развивается действительно очень бурно. Так, половина семей поселка Асино живет с доходов от продажи берестяных изделий. Березы вдоль шоссе, ведущего в поселок, пугают своим видом: нижняя часть стволов не белая, а бурая - кора содрана под чистую. Березовый бизнес изменил нрав асинцев - они перестали ходить друг к другу в гости. Мастера испытывают те же страхи, что и Фурман: боятся, что зашедший на "рюмку чая" сосед успеет подсмотреть берестяное ноу-хау.
   Большинство местных берестянщиков работает нелегально. Периодически к ним наезжают перекупщики, забирают шкатулки, платят по 20 рублей за штуку и везут сумками в большие города, где сдают товар в магазины уже по 200 рублей за вещь. Но берестянщики и 20 рублями довольны. Недоволен только "Томский умелец".
   "Мы - предприятие! Структура! А индивидуалу ничего не надо, кроме электрического света и стола, за которым можно работать, - возмущается г-н Фурман. - Больше никаких затрат. Ему гораздо выгоднее работать самому, чем состоять у нас в штате. От подделок нас спасает пока то, что сегодня мы более шестидесяти процентов изделий поставляем за рубеж. В Европе они расходятся как к Рождеству. Поэтому во второй половине года у нас обычно работают человек триста. По объему производства и продаж на экспорт в Германию, Францию, Югославию, США бизнес растет. Еще делаем панели для отделки помещений, берестяные стельки. Но все равно: стоит нам придумать что-то новое, как это тут же перехватывают кустари. Так что никаких идей!"
   У областной власти отношение к частникам другое. Власть разрешает конкурировать и знать не хочет о захлопывающихся дверях в Асино и тоске Фурмана по Советскому Союзу, когда все мастера сидели под его крылом. "Сейчас необходим новый подход, необходимо найти то, что отличается от традиции - нужны новые формы сувениров, - говорит начальник департамента потребительского рынка Томской области Александр Таловский. - Я тут в отпуске был и, гуляя, заметил фуражки из бересты. Купил. Когда вернулся домой, переговорил с одной фирмой, и теперь в Томске тоже начали делать фуражки".
   "Мелкий бизнес в сфере промыслов смысла не имеет, - продолжает Таловский, снимая бейсболку. - Дикоросы и береста - продукт тяжелый. К счастью, в области в последнее время этот бизнес стал перерастать из мелкого в средний. А это уже заводы, дорогое оборудование, линии, которые позволят производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью".
   Администрация Томской области давно поняла, что традиционные промыслы смогут принести бюджету прибыль, сопоставимую с налоговыми поступлениями от нефтянки. Однако понимание это пока ни в какие реальные программы поддержки не вылилось, никаких специальных льгот для "промысловых" бизнесменов чиновники не устанавливают.
   Впрочем, частные предприниматели Золотарев, Одинцова, Фурман и иже с ними о помощи и не просят. Они самостоятельно превращают промыслы в бизнес. В нишевой бизнес. Превращают, похоже, интуитивно: путем проб нащупывают потенциальные рынки, а убедившись, что спрос есть, начинают наращивать объемы производства и расширять ассортимент.
   Истории Виктора Фурмана, Александра Золотарева и Раисы Одинцовой свидетельствуют о том, что если мелкий бизнес демонстрирует свою успешность и растет, то происходит это исключительно за счет оперативности в принятии решений и упорства владельцев мелких компаний.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Эксперт"