06.01.2004 Кемеровская область: кофе от фонда поддержки предпринимателей В начале декабря 2003 года первую партию своей продукции выпустило ЗАО “Пищевая компания” — новое новокузнецкое предприятие. Маленькое, но уникальное в своем роде. “С конвейера сошли” 30–граммовые пакетики кофе, чая, какао со сгущенным молоком. Официальное же открытие цеха произошло несколько дней назад. На церемонии присутствовали заместитель губернатора области по развитию предпринимательства и внешним экономическим связям Владимир Водопьянов, заместитель главы города Новокузнецка Сергей Зыков, руководители казначейства. Разделяя радость с виновниками торжества, хочется понять, что сделало праздник возможным. Что потребовалось для превращения планов по развитию малого бизнеса, а его производственного сектора — в особенности, в шуршащую симпатичной упаковкой продукцию под названием “Present”? Кадры, как совершенно справедливо заметил известный политический деятель, решают все. Ольга Семенова — не просто директор предприятия. Она была и одним из авторов идеи, и ее движущей силой. По образованию — инженер-металлург. В “свободном плавании” 11 лет, но большую часть из них занималась, как и тысячи других россиян, торговлей. Идея выпускать концентрированные напитки появилась не сразу. Вначале было просто желание освоить какое-нибудь производство. Потом пришла в голову мысль варить и фасовать в небольшие пакетики сгущенное молоко. “Не сухое молоко, а именно сгущенное”, — говорит Ольга Григорьевна. Со временем эта идея видоизменилась. Более перспективным показалось производство кофе, чая и какао все с тем же сгущенным молоком. С таким, с каким большинство из нас привыкли пить любимые горячие напитки. Почему именно в пакетиках? Тоже понятно. Небольшой объем. Удобно пользоваться. Да и вообще в нашей суматошной жизни все больше ценятся “разовые” предметы. Но кто считал, сколько прекрасных идей, рожденных не менее прекрасными людьми, остались идеями, поскольку не нашлось средств на их реализацию? В 2001 году Семенова обратилась в Новокузнецкий городской фонд поддержки малого предпринимательства, представила бизнес-план. Идея понравилась и показалась вполне осуществимой. То обстоятельство, что кое-какие средства у предпринимателя и ее компаньонов были, тоже явилось плюсом. Фонд помог более детально разработать проект и представил его на суд Главгосэкспертизы, когда администрация Новокузнецка отбирала проекты для включения в программу по созданию рабочих мест в рамках программы реструктуризации угольной отрасли. Конкурсный отбор проект прошел. Как сообщили в Новокузнецком фонде поддержки малого предпринимательства, 850 тысяч рублей было выделено через казначейство на создание будущего цеха в 2002 году. В 2003-м “Пищевая компания” приняла участие в конкурсе, организованном Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, и попала в программу финансирования инвестиционных проектов из областного бюджета. Получила еще 400 тысяч рублей под 12 процентов, в отличие от первого кредита, выданного под 10 процентов годовых. То есть через три, а во втором случае — через два года “Пищевая компания” должна кредиты вернуть. Старт был взят. Два года ушло на подготовительную работу. Искали подходящих производителей оборудования, делали заказы. Разрабатывали технические условия, утверждали в соответствующих инстанциях. “Все расчеты мы делали сами, конкретно для своего оборудования, для своей рецептуры, — поясняет Ольга Григорьевна. — А это очень сложно. Потому что санитарные требования к производству молочных продуктов у нас в стране очень жесткие”. Помещение сняли в аренду у гормолзавода. Сделали ремонт. Оборудовали лабораторию - без нее санитарная служба не дала бы “добро” на открытие цеха. Но, как это часто бывает, не все шло по плану. Реальность потребовала больше денег. Изготовленное на заказ оборудование, хотя и отечественное, в итоге оказалось дороже, чем предусматривалось первоначально. И сроки его поставки слишком растянулись. А автомат для наполнения пакетиков (именно такой, какой был нужен) удалось купить только за границей. Что касается сырья, то сложности, которые в связи с его поисками возникают, объясняются уже запросами самой “Пищевой компании”. Директор четко формулирует установку: закупать исключительно качественное сырье для того, чтобы выпускать качественную продукцию. Например, молоко предпочитают алтайское, потому что оно более вкусное. Наполнители — кофе, чай, какао — только натуральные и тоже вкусные. На прошедшей в декабре “Кузбасской ярмарке” новокузнечане новинку попробовали. Большинству понравилось. Несколько супермаркетов уже заключили с молодой фирмой договоры, заинтересовались новой продукцией системы питания Запсиба и некоторых вузов города. Ведутся переговоры о поставках в Челябинск и Юргу. А это значит, предприятие набирает обороты. Сегодня цех работает в одну смену, а объемы его производства составляют 2 тонны в месяц. Когда выйдет на плановые рубежи — в 24 тонны, то и работать будет круглосуточно. Остается добавить, что Новокузнецкий городской фонд поддержки малого предпринимательства по-прежнему опекает новорожденную фирму. Помогает ей решать текущие проблемы. И не только потому, что заинтересован в возвращении выданных ей кредитов, но и потому, что реализация этого проекта стала своеобразным тренингом для самого фонда. “Мы приложили все свои силы для того, чтобы цех по производству концентрированных напитков начал работать, — говорит директор фонда Виктор Барыльников. – Теперь “Пищевая компания” будет приносить пользу городу, платить налоги. Создание производственных предприятий – мы убедились — очень перспективное направление. Но и насколько трудное, поняли тоже”. ИА "Альянс Медиа" по материалам издания "Кузбасс" |