30.08.2002 Новосибирская область: "челноки" под каблуком Москвы Десять лет назад, когда отечественная легкая промышленность оказалась в глубокой депрессии, люди шли за одеждой на вещевой рынок. Там в изобилии продавали китайскую и турецкую продукцию, завезенную "челноками". Челночный бизнес расцвел в 1993-95 гг., - тогда прибыль в этом виде торговли достигала 70-100%. Потом постепенно в крупных городах появились магазины, предлагающие готовое платье на любой вкус и кошелек. Рыночные торговцы оказались перед необходимостью снизить цены и обратить внимание на качество, но конкуренцию выдержали. По-прежнему большая часть населения России продолжает одеваться на рынке. Но, пожалуй, мало кто задумывается о том, в какие условия поставлены мелкие торговцы. Механизмы импорта одежды становятся все более и более сложными. И все больше ясно, что за фразами о необходимости перекрыть воздух торговцам китайским товаром стоит обычная конкурентная борьба. К примеру, Новосибирск, где находится региональный центр оптовой торговли "Гусинобродский", к Пекину куда ближе, чем Москва. Однако товар ввозится через московские фирмы. Причина – стоимость услуг по растаможиванию в столице намного ниже. Как сообщил представитель одного из торговых предприятий, "законодательно условия прохождения границы в Москве и в Новосибирске не отличаются. Но "там" чиновники оставили возможность "черной растаможки", а у нас все перекрыли". По его словам, года полтора назад в Западно-Сибирском регионе появился новый хозяин: "москвичи поставили своего человека, который прикрыл все дыры". Внешне – все по закону. На деле – "карго-фирмы", занимающиеся доставкой груза в Новосибирск, с тех пор работают через Москву, где таможенники позволяют оплачивать только часть налогов. В результате, с одной стороны, на новосибирском рынке стало тяжелее торговать, а с другой, - налоги из Новосибирска ушли в федеральный центр. Последняя новость: через несколько месяцев "челночный" груз вообще лишится таможенных льгот. Уже с 1 октября текущего года таможенные льготы сохранятся для партий, не превышающих 100 кг и стоимостью не выше 5000 долларов. Плюс к процентной ставке таможенных пошлин добавится евросоставляющая - не менее 4 евро за килограмм. Кроме того, торговцы не смогут подряжать грузовые компании, так как с октября весь груз должен сопровождаться лично его владельцем. А с 1 января беспошлинно можно будет провезти только 50 кг груза стоимостью до 1000 долларов. Все, что дороже и тяжелее, будет облагаться всеми импортными пошлинами, таможенными сборами и НДС, который до сих пор не распространялся на "челноков". Разработку мер против поставщиков китайских и турецких товаров инициировали предприятия легкой промышленности. Кроме лоббирования в правительстве, отечественные производители одежды проводят акции протеста, направленные на формирование общественного мнения. Так, весной одна региональная компания провела демонстрацию под лозунгом "Во имя пролетариата не покупай товары у пирата". Дескать, каждый "челнок" лишает работы двенадцать человек. Однако проблему стоило бы поставить иначе: по разным оценкам, в сфере "челночного" бизнеса заняты от 4 до 8 млн человек. В Новосибирском облстате, к сожалению, не ведут учет работников вещевого рынка. Но можно утверждать, что барахолка дала работу десяткам тысяч жителей Новосибирска, в том числе сотрудникам оборонных предприятий и научных институтов, в начале 90-х оставшихся без финансирования. Правда, на введение новых таможенных предписаний торговцы реагируют уже спокойно. "Да обойдется. Ну, будем иначе как-то заказывать. Маржа упадет немного, труднее будет вертеться. Ну да ничего, главное, чтобы люди на рынок шли. Пока у нас покупают, будем возить". С большим беспокойством представители регионального центра торговли смотрят на начавшийся передел собственности. Разумеется, условия владения местом на "барахолке" за десять лет менялись не раз. В 1993 г. достаточно было встать пораньше и занять место. Сейчас Новосибирский вещевой рынок – муниципальное предприятие, где предпринимателям в аренду сдаются контейнеры. Раньше платили за "крышу" только рэкету. Сейчас платят рэкету (30 тыс. руб.) и плюс к этому управлению рынка (3 тыс. рублей). Но разницы большой нет: заплатил – торгуй. Действует старый принцип: "Дал на лапу – получил место". "Челноки", одевающие половину страны, - такой же субъект хозяйственной деятельности, как любые другие торговые предприятия, поставляющие необходимые товары иностранного производства. К сожалению, у нас не шьют так дешево и в таком количестве, как это делают китайцы. И поэтому ненормальна ситуация, в которой региональные торговцы постоянно вынуждены преодолевать препоны, выставляемые на их пути правительством. Можно утверждать, что китайцы обшивают весь мир. И в Швеции, и в Израиле, и в США уже поняли, что собственное производство одежды обойдется дороже, чем закупка ее в Пекине. Те, кто покупает товар в китайской столице, знают, что те же самые фабрики готовят баулы далеко не только в Россию. Но только наше правительство до сих пор выступает с лозунгом "защитим отечественного производителя". Между тем, за этими громкими словами скрывается всего лишь давление более сильных конкурентов на более слабых. А официальная политика по отношению к "челнокам" по-прежнему напоминает не столько взаимодействие малого бизнеса с государством, сколько элементарную травлю. В проигрыше остается население. ИА "Альянс Медиа" по материалам Утро |