11.04.2008  Красноярский край: инновационный бизнес-инкубатор до сих пор не заполнен

   Год назад в Красноярске был создан инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Однако до сих пор половина мест в нем пустует. Что это - недостаток научных идей или недоверие? Об этом, а также о том, можно ли в принципе соединить бизнес и науку, рассказала заместитель начальника департамента экономики администрации Красноярска Наталья Борисова.
   В.: Что такое бизнес-инкубатор и почему был установлен некий порог для предприятий, желающих в нем участвовать?
   
О.: Бизнес-инкубатор - это территория, на которой начинающим бизнесменам предоставляются определенные льготы, позволяющие сделать старт более легким. Так, в созданном инновационно-технологическом инкубаторе бизнесу с его инновационными идеями предоставляются офисные площади по цене ниже рыночной в несколько раз, компьютеры и оргтехника, юридическое и экономическое консультирование. Сейчас в красноярском инкубаторе восемь предприятий.
   Одна из главных причин недостаточной конкурентоспособности российской промышленности заключается в низком качестве экономического роста. Это выражается в низкой инновационной активности, отсутствии освоения новых продуктов, технологий, что не позволяет выходить на новые рынки сбыта. Мы увидели, что многие идеи не находят своего применения на практике, и решили помочь тем людям, которые их вынашивают. Сейчас государство, муниципалитет помогает этому предпринимателю, но через три года это предприятие должно принести во много раз большие прибыли. Предприятию не должно быть больше года при вхождении в бизнес-инкубатор, чтобы мы могли успеть помочь в реализации проектов на начальной стадии.
   В.: Чем отличаются инкубаторы, которые создаются на базе вузов для студентов, от инновационно-технологических для бизнесменов?
   
О.: В первом случае инкубатор создается как некая стартовая площадка для студентов, как возможность реализации их идей. Это своего рода часть учебного процесса с практическим уклоном, которая помогает молодым понять, насколько перспективны и применимы в реальной жизни их научные идеи. Инкубатор "для взрослых" - это уже более серьезная структура. В этом случае участники уже зарегистрированы как предприятие. Они видят перед собой цель, и наша задача заключается в том, чтобы помочь им добиться успеха в бизнесе.
   В.: Кстати, как молодые ученые относятся к развитию своего дела? О.: Проводили на этот счет опрос среди студентов. Был задан простой вопрос: "Желаете ли вы начать собственное дело?". Выяснилось - большинство не хочет этого. Причина одна - боязнь риска. Такой же опрос пятилетней давности выявил гораздо больше желающих войти в бизнес. Это немного странно, ведь экономика сейчас более стабильна. Может быть, дело в особенностях нынешнего поколения. Хотя, с другой стороны, это может быть и некой платой за стабильность. Ведь сейчас гораздо проще найти работу в большой компании и стабильно получать там хорошую зарплату. Но есть еще один аспект. Некоторые из тех, кто отказался от собственного дела, согласились бы начать бизнес при условии, что они будут не одни, что им будут помогать. Инкубатор в этом смысле идеальное место.
   В.: Почему упор в инкубаторе сделан именно на инновационную составляющую?
   
О.: Инкубатор помогает подняться на ноги прежде всего малым предприятиям. Более 50% предпринимателей сегодня занимаются в основном торговлей. Инкубатор призван изменить эту пропорцию, сделать так, чтобы базисом стала составляющая, направленная на промышленное применение разработок, которые предлагает малый бизнес. Без этой сферы невозможно развивать экономику. На одном купи-продай не уедешь. Акцент в инкубаторе делается именно на продвижение новых технологий, придание им конкурентоспособности на рынке. Ведь не всегда сразу новая технология пользуется большим спросом, пускай она даже гениальная. Вот простой пример. В инкубаторе реализуется проект изготовления свай по новой технологии, что удешевляет производство. Ее не нужно вбивать глубоко в землю - она грушевидной формы и позволяет обходиться без сваебойных машин.
   В.: Так в чем проблема? Если свая лучше традиционной - вперед...
   
О.: Вот это со стороны так просто - вперед. Ведь если даже представить, что мы смогли убедить строителей в том, что свая лучше, мы должны найти инвесторов, которые бы согласились вкладывать в проект деньги, приобрести оборудование, изготовить опытные образцы в достаточном объеме. Я уж не говорю о том, что, чтобы найти компанию, которая бы согласилась опробовать эту технологию, необходимо внести изменения в существующие СНИПы. Понимаете, ведь такой проект достаточно рискованный, несмотря на его кажущиеся преимущества. Допустим, мы убедили инвесторов, запустили опытное производство, начали пробовать в строительстве. Через несколько лет выясняется - продукция не выдерживает нагрузки. Опять доработки, изыскания, финансовые вливания. Не всякий инвестор согласится на такое. Но ведь очевидно, что такие технологии нужны в строительстве. Их нужно разрабатывать, развивать. В этом то и кроется основная сложность. Впрочем, все эти сложности вполне преодолимы при должном подходе.
   В.: Не будет ли проще переложить развитие таких технологий на плечи больших корпораций? Насколько эффективными окажутся такие разработки в руках малых предприятий, ведь поменять СНИП - это же значит побороть мощную государственную машину?
   
О.: Отдать не так уж и просто. Ведь разработчиками во многих случаях как раз и являются малые предприятия. Можно купить лицензию или патент. Но опять же сырая разработка или идея сама по себе мало интересует большой бизнес. А для того чтобы перебороть государственную машину, в нашем инкубаторе как раз и оказываются услуги юридического консультирования. Конечно, претворять в жизнь свою идею - это нелегко. Но кто сказал, что новые идеи и разработки - это просто? К тому же крупные корпорации и без того умеют собирать таланты. У них довольно развито совершенствование технологий.
   В.: Инкубатор - это для слабых?
   
О.: Это для начинающих. Конечно, на первых этапах молодое предприятие требует опеки, и еще какой. Нужно все разложить по полочкам - вот тут сделать так, здесь нужна такая-то бумажка, здесь нужно согласовать с тем-то... Мы рассказываем даже о том, какие формы организации предприятия существуют и какие наиболее выгодны для каждого отдельного предпринимателя. Многие не знают, как это - начинать свое дело, но главное - у них есть идея, которую они мечтают претворить в жизнь. И инкубатор для того и создан, чтобы помочь им в этом. На самом деле название оправдывает себя. Бизнес здесь и вправду как птенчик, которому постоянно нужно мерить температуру.
   В.: Насколько велик потенциал Красноярского края в плане собственных инновационных идей и технологий?
   
О.: Сегодня наш инкубатор заполнен не полностью. Сейчас здесь получают поддержку восемь предприятий, хотя возможности инкубатора позволяют разместить здесь еще более двадцати предпринимателей.
   В.: Почему сложилась такая ситуация?
   
О.: С одной стороны, не все знают о существовании инкубатора. Как раз сейчас мы разворачиваем повторную информационную кампанию по этому поводу, открываем сеть консультационных пунктов для предпринимателей в городе.
   В.: Возможно, причина в слишком жестком отборе именно по инновационной составляющей? Я опять про то, что идей не хватает?
   
О.: Не думаю, что идей мало. Многие структуры занимаются продвижением новых научных или околонаучных проектов самостоятельно. Пускай это и малые предприятия, но уже устоявшиеся. Наверное, просто действительно сложно для начинающего предпринимателя начинать бизнес с чего-то рискованного и малоизученного, какими являются инновационные проекты. Мы сейчас рассматриваем возможность создания бизнес-инкубатора без инновационной составляющей. Но возникают опасения - будет ли востребована продукция, которую предложат предприниматели?
   В.: Почему нет?
   
О.: Например, вы начинающий предприниматель. Захотели выпускать велосипеды. Если вы купите оборудование, выставите готовую продукцию в один ряд с ведущими зарубежными производителями, будут ли ваши модели пользоваться таким же спросом? Вероятнее всего, нет. То же самое и со многими другими неинновационными товарами. При этом необязательно, чтобы в качестве конкурента выступала зарубежная фирма с мировым именем. Многим начинающим достаточно того, что они не выдержат конкуренции с местными производителями. Сейчас рынок пресыщен, и найти поле для развития очень сложно. Хотя вполне возможно - нужно только искать.
   В.: Понятия ученый и бизнесмен как-то не укладываются в одно целое. Вообще, это возможно, чтобы ученый зарабатывал на своих изысканиях? Имеется в виду именно самостоятельно зарабатывал, а не получал деньги от бизнеса?
   
О.: Почему бы и нет? Ведь ученые разные бывают. Вспомните того же Эдисона, в котором столь удачно совместился талант и бизнесмена, и ученого. Хотя в большинстве случаев такая несовместимость, конечно, проблема. Вот пришли к нам в инкубатор два директора предприятий. Они замечательные ученые, но не имеют ни малейшего понятия, как вести коммерческую деятельность. Они говорят: мы имеем технологии, но не знаем, как их продать, как реализовать. Они не знают, как вести себя с бизнесом, как преподносить себя и свои идеи, чтобы они были востребованы. Остается еще множество вопросов: как привлечь инвестиции, какие существуют фонды, как взять кредит, как вернуть, разработать бизнес-план? Таких "как" и "почему" великое множество.
   В.: Существует ли непонимание между бизнесом и наукой? Ведь порою самые гениальные идеи встречали у общества самое жестокое отторжение.
   
О.: Окупаемость и экономическая целесообразность проекта являются непременными условиями участия в инкубаторе. Вообще, бизнес не возьмется за идею только по причине ее конгениальности. Нужна отдача в виде прибыли. Ведь даже самые глобальные и рискованные проекты, которые финансируются из венчурных фондов, вначале проходят этап отбора. На нем оценивается экономическая составляющая проекта - возможные рынки сбыта, затраты и так далее. Нечто подобное есть и у нас в инкубаторе. Первая процедура при принятии в инкубатор - беседа с членами совета. Вы должны убедить совет в том, что ваш конечный продукт может иметь успех на рынке. Это не означает, что ученый или начинающий предприниматель должен принести подробный бизнес-план. Если бы это было, тогда бы и инкубатор был не нужен. Мы лишь просим, чтобы соискатель изложил и обосновал свою точку зрения - почему он считает свою продукцию востребованной на рынке. Так вот концептуально. Хотя сейчас вполне заметен и обратный процесс. Не только ученые должны доказывать свою состоятельность. За светлыми головами идет настоящая охота. Некоторые компании поняли, какую выгоду можно получить от инновационных идей, и специально ищут таланты.
   В.: Это достаточно сложно для ученого, не привыкшего оперировать экономическими величинами, доказывать прибыльность своего проекта?
   
О.: На самом деле, как ни странно, ничего сложного. Ученым удается достаточно четко и убедительно аргументировать свою позицию и защитить проект. В инкубаторе реализуется проект под названием "Разработка и внедрение рекуператора для систем кондиционирования и вентиляции". Суть заключается в том, что рекуператор позволяет снизить потребление тепловой энергии до 80%. Понятно, что такая задумка не может быть провальной в экономическом плане. Дело остается за малым - применить правильные маркетинговые ходы для реализации проекта. Сама идея хороша. Но ведь на начальном этапе нужен опытный образец, который на практике покажет полезность этой инновации.
   Та же самая история с проектом очистки труб разрядно-импульсной технологией. Понятно, так проще, не нужно вскрывать трубы, перекапывать дороги. Но ведь в случае принятия этого проекта к производству может существенно измениться вся концепция системы жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, нужно учитывать, есть ли финансовые средства сейчас у этой отрасли на такую модернизацию. Но вполне возможно, что этот метод может быть применим не только в ЖКХ, но и в нефтяной и газовой отрасли. В этом случае уже другой разговор. Таких нюансов в каждом проекте множество.
   В.: Многие проекты носят чисто прикладной характер, это понятно. Но не означает ли это, что, коммерциализируя науку, мы своими руками задушим ее фундаментальность?
   
О.: Уверена, что нет. На то есть несколько причин. Ведь все прикладные технологии, даже самые продвинутые, рождаются из фундаментальной науки. Так что, думаю, развитие одного направления обязательно пойдет на пользу другому. К тому же процент инновационных проектов в бизнес-инкубаторах от общего объема научных разработок мизерный. Думаю, они еще очень долго не будут оказывать влияние на коммерциализацию науки.
   В.: К чему нам надо стремиться, сколько инкубаторов должно быть на душу населения? О: Вот в Санкт-Петербурге сейчас 11 инкубаторов. В скором времени они планируют создавать двенадцатый. У нас пока один. Вообще, по всем мировым стандартам на 330 тысяч населения оптимально должен быть один инкубатор. Думаю, для Красноярска будет достаточно двух инкубаторов. Но вопрос в том, какой они будут мощности, сколько смогут вместить предприятий и какой процент из них сможет выйти на достойный уровень, войти самостоятельно в рынок. К тому же все зависит от потребностей. Как я уже говорила, городской инкубатор сейчас заполнен не полностью. Может быть, это наша недоработка. А может, просто пока это не востребовано или бизнес и наука не увидели полезность этого начинания. Но думаю, скорее всего, дело все-таки в новизне и некоем недоверии.
   В.: Существуют ли планы по превращению Красноярска в Силиконовую долину и как вы относитесь к такой форме взаимодействия бизнеса, власти и государства?
   
О.: Это почти идеал, если вообще возможно его достижение. Действительно, Силиконовая долина - это одна из наиболее удачных форм взаимодействия. Предприятия, которые там размещены, были освобождены от налогов, им была предоставлена практически неограниченная свобода в рамках закона и всевозможные виды поддержки. В "благодарность" Соединенные Штаты получили одного из мощных налогоплательщиков и бурно развивающуюся экономику. К слову, сейчас Минэкономразвития готовит ряд подобных проектов по созданию свободных экономических зон в некоторых регионах страны. Думаю, американский прообраз мы получим, конечно, не сразу, но начинать-то с чего-то надо.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерний Красноярск"