07.02.2008 Омск: мэрия обсудила проект целевой программы поддержки МСБ Как прогнозирует департамент городской экономической политики, в результате реализации всех мероприятий целевой программы общее число малых предприятий в Омске должно увеличиться к 2010 году на треть, объем инвестиций в основной капитал - более чем вдвое, и более чем вдвое должен вырасти объем производимых малыми предприятиями товаров и услуг. В целом проект общегородской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства города Омска на 2008-2010 годы» на последнем заседании коллегии при мэре города Омска, был одобрен. Скоро, судя по всему, документ одобрят и городские депутаты. По словам первого заместителя директора департамента городской экономической политики Ольги Ларенковой, вопросами поддержки малого и среднего предпринимательства муниципалитет занимается давно и системно. Работают, в частности, и четыре консультативно-совещательных органа при мэре города Омска. Тем не менее в современных условиях этого недостаточно. На федеральном уровне принят закон о развитии малого и среднего предпринимательства, а Омская область объявила о том, что этот год будет Годом предпринимателя, то и мэрия, естественно, решила внести свой вклад в общее дело, разработав муниципальную целевую программу. Последние годы, по данным мэрии, малое предпринимательство не так уж плохо развивалось. В 2004 году общее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в Омской области оценивалось на уровне 12,5 тысячи, а к концу 2007 года их стало уже почти 15 тысяч (почти 90% из них работают на территории Омска). За январь-сентябрь 2007 года объем произведенных малым бизнесом товаров и услуг возрос на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий только за 9 месяцев 2007 года составили 2,7 млрд рублей. Почти 80% от общего числа малых предприятий являются прибыльными. Да и динамика налоговых поступлений от малого бизнеса тоже положительная. Если в 2004 году город получал от малого бизнеса только 12% от общего бюджета, то в 2007 году - уже 22%. Правда, структура малого бизнеса особо за последние годы не изменилась. По-прежнему порядка 43% малых предприятий функционируют в сфере оптовой и розничной торговли. В строительстве их гораздо меньше - всего 12%. А в обрабатывающем производстве еще меньше - 11%. Устойчиво работающих предприятий, по данным мэрии, не менее половины. Еще четверть можно назвать развивающимися. Правда, не так уж мало и кризисных, то есть фактически не работающих малых предприятий - порядка 15%. Таким образом, предпринимательский климат в Омске достаточно благоприятный, но все же остаются проблемы. Так, например, банковские ставки слишком высоки. Не развиты механизмы финансово-кредитной поддержки. Отрицательно влияет дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, изношенность основных средств, нехватка производственных площадей, а также низкий платежеспособный спрос на продукты и услуги, которые производит малый бизнес. В общем, без целевой программы, которая создаст благоприятные условия, уже не обойтись. В частности, по словам Ольги Ларенковой, город может помочь в совершенствовании инфраструктуры бизнеса, а также может помочь финансово выставкам, ярмаркам и прочим видам продвижения продукции на региональные и международные рынки. Кроме того, предполагаются компенсации процентов по кредитам, финансирование профессиональных конкурсов и даже создание доски почета для победителей муниципальных конкурсов на лучшее малое предприятие. А в результате, как прогнозирует департамент городской экономической политики, общее число малых предприятий в Омске должно увеличиться к 2010 году на треть, объем инвестиций в основной капитал - более чем вдвое. И более чем вдвое должен вырасти объем товаров и услуг. Смелые прогнозы никого из присутствующих не смутили. Только вот мэр засомневался, что общего трехлетнего бюджета в 19,5 млн рублей хватит, чтобы сотворить запланированные чудеса. «19,5 миллиона рублей на три года? - уточнил Виктор Шрейдер. - На ваш взгляд, что, это достаточный вклад города в развитие малого бизнеса? У нас из 17 тысяч малых предприятий области порядка 90% работают на территории города, а мы планируем им оказать поддержку на 6 млн в год. Кто вас ограничил именно этой суммой? Или вам областной совет по предпринимательству сказал, что предпринимателям города помощь муниципалитета не нужна? А ведь эта поддержка вернется бюджету в виде тех же налогов. И в значительно большем объеме, кстати, чем мы потратим». Но за департамент вступился председатель Союза делового сотрудничества работников торговли Омска и Омской области Борис Сватков. По его мнению, программа сегодня необходима в любом виде. А что касается суммы, то «вина здесь скорее не департамента городской экономической политики, а общественных организаций», которые, по словам Бориса Сваткова, хорошо знают, как непросто городу наполнять бюджет. Исполнительный директор Фонда поддержки малого предпринимательства Омской области Сергей Ввыборов согласился с мэром, что заложенные в программу суммы невелики, но, по его мнению, главные проблемы все же не в сумме финансовой поддержки, а в механизме ее получения. «Не секрет, что процедура оформления той же компенсации процентов по кредитам оказывается зачастую слишком сложной для предпринимателей, - пояснил Сергей Выборов. - Да, бюджетные средства требуют сложной отчетности, но эта процедура не должна отпугивать предпринимателей. А то бывает, что и сумма компенсации небольшая, а затраты по времени очень серьезные. И этот момент тоже нужно учитывать». Исполнительный директор Омского областного союза предпринимателей Сергей Богдан тоже считает, что бюджетные деньги в программе поддержки малого бизнеса - это не самая важная часть. «Главное, что перешли от слов к конкретным делам», - говорит он. В итоге программу решили совместными усилиями представителей бизнеса и муниципалитета слегка подправить. В течение недели внести все корректировки, в том числе по объемам финансирования и по мероприятиям, «эффективно содействующим развитию бизнеса», и передать документ для рассмотрения в горсовет, сообщает газета "Коммерческие вести". ИА "Альянс Медиа" |