04.01.2008 Новосибирск: «Байт» отказывается от розничной торговли Владелец компании «Байт» закрывает розничное направление. Новость не удивила участников рынка — уход с рынка небольших местных сетей они предсказывали еще три года назад. Объединение «Байт» включает в себя компании «Байт Транзит Континент» и «Байт Транзит Экспедиция», которые занимаются доставкой грузов по России, СНГ и за рубеж, складским хозяйством, терминалами. Последним в самостоятельное предприятие оформилось строительное направление — компания «СтройТрансЦентр». Розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники состояла из шести магазинов. Все магазины ТД «Байт» прекратили работу. Последний магазин «Байт» был закрыт в декабре. Генеральный директор объединения «Байт» Александр Шпикельман назвал закрытие магазинов одним из этапов реструктуризации объединения «Байт». По его словам, компания давно готовилась к тому, чтобы постепенно свернуть розничную торговлю, которая была выгодна, пока рынок бытовой техники сохранял высокую динамику. «Закрытие связано со сменой приоритетов — сегодня в структуре «Байта» ведущим направлением становится строительство и управление недвижимостью, — пояснил господин Шпикельман. — Сейчас этот бизнес кажется нам наиболее интересным и перспективным. Что касается ритейла бытовой техники, то он был нам интересен до тех пор, пока этот рынок развивался динамично и позволял быстро и эффективно оборачивать вложенные средства. Сегодня иная рыночная ситуация, и мы приняли решение прекратить заниматься этим бизнесом». Площади закрывшихся магазинов, находящихся в собственности у «Байта», будут сдаваться в аренду без каких-либо условий по поводу характера эксплуатации. Среди участников рынка выдвигалось предположение, что вместо одного из «Байтов», закрывшегося на ул. Дуси Ковальчук, начнет работать супермаркет «Патэрсон». Однако директор по корпоративному управлению ОАО «Новые торговые системы» (развивает сеть «Патэрсон» по франчайзингу в Сибири) Александр Агеев опроверг эту информацию. Среди предполагаемых арендаторов — одна из новосибирских ресторанных сетей, однако официально эту информацию ни представители сети, ни собственники помещения не подтверждают. Будут ли помещения «Байта» интересны другим операторам бытовой техники — неясно, операторы выдвигают жесткие требования к местоположению, площади и стоимости аренды помещения. Как правило, федеральные компании работают в крупных форматах и рассматривают помещения от 2000 квадратных метров. Участники рынка говорят о том, что уход «Байта» с рынка бытовой техники и электроники был предсказуем. Местным игрокам все сложнее сохранять позиции. «Усиливающаяся региональная экспансия федеральных сетей приводит к тому, что большинство местных игроков теряет свою долю — некоторые мелкие сети уже на грани закрытия, — говорит PR-директор компании «МИР« Елизавета Тотунова. — Федеральные операторы имеют современный формат, используют новейшие торговые технологии, они четче организованы, технологичны, легче перенимают передовой опыт и быстрее адаптируются к новым тенденциям». Кроме того, большие объемы закупок позволяют федеральные сетям держать доступные цены, предлагать более широкий ассортимент. Также у федеральных игроков, как правило, интереснее и разнообразнее программы лояльности и кредитные схемы. По мнению директора Сибирского филиала компании «Эльдорадо» Ивана Устинова, у отдельных магазинов и малых сетей шансов на успешную конкуренцию практически нет. «Если вспомнить распределение долей рынка (по нашей оценке), то федеральные сети вместе взятые сегодня контролируют более 50% рынка страны», — комментирует Устинов, добавляя, что в дальнейшем эта тенденция только усилится и через какое-то время на рынке останется только три-пять федеральных компаний, которые будут работать на всю страну. В этом году некоторые компании из первой пятерки значительно увеличили свое присутствие в Сибири. Только в Новосибирске открыли свои гипермаркеты «Техносила» (второй магазин, ТЦ «Ройял Парк»), «М. Видео» (также второй магазин, ТЦ «Мега»), компания «Эльдорадо» осенью открыла крупнейший в Сибири гипермаркет. Кроме того, в городе появились новые федеральные сети магазинов бытовой техники и электроники: компания «Белый ветер», открывшая сразу два магазина в недавно построенных ТЦ, сеть «Эксперт». Однако не все федералы придерживаются такой категоричной точки зрения. По мнению Елизаветы Тотуновой, в Новосибирске по-прежнему работает несколько игроков, которые пытаются сдерживать натиск федеральных сетей. «Несмотря на то что доля рынка, приходящаяся на местных операторов, действительно постепенно сокращается, говорить о полном их вытеснении с рынка ни в коем случае нельзя — не думаем, что это вообще когда-либо произойдет», — заключает Тотунова. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Континент Сибирь" |