14.08.2007 Новосибирск: с рынка таксомоторных перевозок могут уйти мелкие фирмы Отмена лицензирования деятельности по перевозке пассажиров в 2005 году привела к резкому увеличению количества компаний, позиционирующих себя как такси. Эксперты уверены, что ценовая конкуренция на местном рынке такси остается в прошлом. Ее используют лишь новички. Большая часть компаний борется за клиента, делая ставку на маркетинг, увеличивая рекламные бюджеты и вводя новые эксклюзивные услуги. Сегодня новосибирский рынок легальных легковых таксомоторных перевозок можно условно разделить на три основных вида. Первый — компании, использующие собственный транспорт и наемных водителей (например, компания «Гольфстрим»). Второй — компании, привлекающие на договорной основе частных автовладельцев и фактически выполняющие диспетчерские функции («Созвездие Скорпиона»). Третий — компании, совмещающие обе схемы работы (ООО «Такси-Мустангъ»). При этом малые и средние предприниматели, как правило, используют последние два способа ведения бизнеса, поскольку создание собственного таксомоторного парка — дело затратное. По словам директора ООО «Такси-Мустангъ» (работает в Новосибирске с 2000 года) Сергея Гурьева, вход на легальный рынок услуг такси составляет минимум 5–10 млн рублей. Но добавляет, что иногда новичкам удается «устроиться» и за 100–300 тысяч рублей. Учредитель компании «Созвездие Скорпиона» Владимир Морозов считает, что резкий рост числа фирм, занимающихся услугами такси, в последнее время является основной тенденцией на рынке автотранспортных услуг Сибири. По неофициальной информации, только на улицах Новосибирска сегодня работает порядка 150 организаций, позиционирующих себя как такси. К ним относятся как таксопарки, так и диспетчерские службы, использующие частников для выполнения заказов. Совокупный парк этих организаций оценивается участниками рынка примерно в 4–4,5 тысячи машин. Достаточно сильным конкурентом официально работающих служб такси остаются так называемые «теневые» перевозчики (в народе они имеют свою классификацию: «бомбилы» — те, кто в буквальном смысле «бомбит» потребителя ценами, «бордюрщики» — таксисты-одиночки, работающие «от бордюра» в местах скопления людей, и «огурцы» — изредка выезжающие подзаработать на своих машинах горожане). При этом, как отмечают участники рынка, отличить легального перевозчика от нелегального практически невозможно, потому что никакой регистрации ни в муниципалитете, ни в Российской транспортной инспекции не требуется. «После отмены лицензирования пассажирских перевозок автомобилями до восьми пассажирских мест в 2005 году практически весь контроль со стороны государства за соблюдением требований обеспечения безопасности, режима труда и отдыха водителей, а также контроль за техническим состоянием транспорта сошел на нет», — говорит Сергей Гурьев. (Сегодня предпринимателю, решившему заняться услугами такси, достаточно лишь зарегистрироваться в налоговой инспекции, поэтому данным бизнесом может заняться практически любой человек). Директор ООО «Гольфстрим» (основным направлением деятельности компании является обслуживание корпоративных клиентов) Андрей Заворин уверен, что в Новосибирске развит «черный» рынок такси: «Компаний, которые добросовестно платят государству, единицы. Например, мы за первое полугодие 2007 года в городской и областной бюджеты заплатили более 2,5 млн рублей». Таким образом, по мнению экспертов, от деятельности нелегальных частных перевозчиков в первую очередь страдают легальные такси, которые изначально оказались в неравных условиях с недобросовестным конкурентом. Ведь при сравнительно небольшом доходе такси (по неофициальной информации, количество заказов в сутки в некоторых компаниях может достигать 400) перевозчик из заработанных денег обязан заплатить значительную долю налогов. Выравнивание цен на местном рынке привело конкуренцию в область маркетинга, утверждают специалисты. Ни одна таксомоторная фирма сегодня не ограничивается только услугами пассажирских или грузовых перевозок. Практически каждая компания предлагает встречу пассажиров в аэропортах или на вокзалах, курьерскую доставку малогабаритных грузов. «Мы нацелены на помощь клиентам в различных ситуациях, — сказал Сергей Гурьев. — Зимой помогаем заводить машины, замерзшие на стоянках, находим в 3 часа ночи цветы и доставляем их куда требуется. А при заказе встречи в аэропорту наши диспетчеры отслеживают время прибытия рейса самостоятельно и корректируют время подачи автомобиля в зависимости от реальных отклонений. То есть клиент обращается с проблемой, а диспетчеры и водители стараются ее решить». Компания «Гольфстрим» с 20 июня 2007 года ввела еще одну дополнительную услугу для жителей города — прокат автомобилей. Потребителю бывает сложно сориентироваться в большом потоке информации об услугах такси: поскольку тарифы диктует рынок, большинство фирм предлагает клиентам примерно одинаковые цены. Однако «старожилы» рынка такси утверждают, что некоторые компании стараются привлечь пассажиров заниженными расценками. «Новички стараются выйти на рынок с демпинговыми ценами (в среднем по Новосибирску стоимость одного часа составляет от 240 до 400 рублей. — «КС«) и массированной рекламной кампанией, — говорит Сергей Гурьев. — Только эти способы мало эффективны, так как лучшей рекламой является репутация на рынке, а она достигается временем и упорным, кропотливым трудом». Однако при этом Гурьев отказался уточнить, о каких именно компаниях идет речь. Андрей Заворин считает, что сегодня на рынке такси актуальна не столько конкуренция между компаниями, сколько борьба за качество. «В нашей компании — одной из немногих в Новосибирске — услуги оплачиваются по километражу, в основном перевозчики берут плату по времени. По километражу для клиентов выгоднее, поскольку пробок становится в городе все больше и больше», — говорит Андрей Заворин. Однако он отмечает, что такая услуга приемлема не для всех компаний, так как это приведет к снижению доходности для большинства такси. Компания «Такси-Мустангъ» нашла другой способ расположить к себе клиентов. «Если считать клиентами наших пассажиров, то в целом применяются различные рекламные носители, «боевая раскраска» автомобилей, директ-мэйл (прямая почтовая рассылка деловых предложений непосредственно руководителям или специалистам предприятий) для привлечения корпоративных клиентов», — продолжает Сергей Гурьев. Однако в настоящее время основной головной болью всех без исключения таксомоторных компаний является нехватка кадров. «Для нас большой проблемой является недостаток водителей, поэтому иногда приходится передавать выполнение заказов коллегам, чтобы не подводить клиентов», — говорит Гурьев. И причиной кадрового голода таксисты также считают отмену лицензирования, поскольку профессиональные водители такси покидают таксомоторные компании и начинают работать «на себя». Говоря о перспективах развития рынка пассажирских перевозок такси в Новосибирске, Андрей Заворин высказал мнение, что через пару лет останется порядка 10–15 наиболее конкурентоспособных компаний. Катализатором выступит законодательное регулирование рынка. Мелкие фирмы уйдут с рынка, и причин для этого несколько. «С точки зрения пассажира, таксомоторные предприятия должны соответствовать трем основным условиям: наличие качественного подвижного состава (автомобили должны быть новыми), соблюдение тарифов на перевозки (в такси должен быть счетчик), наименьшее время от момента вызова такси по телефону и до посадки в него пассажира (что выполнимо при большом количестве автомашин, находящихся одновременно в разных районах города)», — резюмировал господин Заворин. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |