14.05.2007 Новосибирская область: растет спрос на торговые розничные сети Потребительский рынок Новосибирской области характеризуется экономической стабильностью, высокими темпами развития розничного товарооборота, насыщенностью и обеспеченностью товарами. По данным департамента развития промышленности и предпринимательства администрации области, за последние четыре года темп роста оборота розничной торговли области оставил 191,5%. Для сравнения: в целом по России этот показатель равен 149,8%. В настоящее время доля торговли и общественного питания в ВРП Новосибирской области составляет 18,3%. В структуре оборота розничной торговли в последние годы снижается доля продаж товаров на рынках. В 2006 году доля оборота торгующих организаций составила 84,2%, а доля продаж на рынках - 15,8% (в 2005 году эти показатели были соответственно 82,7% и 17,3%). Росту товарооборота способствовала динамично развивающаяся инфраструктура потребительского рынка, которая в последние годы пополнилась магазинами различных форматов крупных сетевых структур. В 2006 году открылось 110 современных торговых центров, супер- и гипермаркетов, "магазинов у дома" общей площадью торговых залов 180 тыс. кв. м. Сумма инвестиционных вложений в развитие сетевых структур и крупных предприятий розничной торговли области составила 7,3 млрд рублей. В 2007 году планируется открытие более 90 крупных предприятий торговли, торговая площадь которых составит более 500 тыс. кв. м. В строительство будет инвестировано 23,7 млрд рублей, в том числе по области будет введено 20 супермаркетов и универсамов эконом-класса площадью торговых залов 15,3 тыс. кв. м, вложено инвестиций на сумму 558 млн рублей. Активно насыщаются цивилизованной торговлей и областные города. Так, в 2006 году ведущими сетевыми структурами ООО "Новосибирск-Торг" (франчайзи сети "Пятерочка"), ООО "Сибвез", ТД "Сибириада", ООО "Сеть магазинов "Квартал", ООО "Компания Холидей", ТД "Мария-Ра", ООО "Топ-книга" открыты 23 супермаркета и универсама эконом-класса в городах Барабинск, Бердск, Искитим, Татарск, в поселках городского типа Линево, Коченево, Краснообск, Ордынское, Сузун, Горный общей площадью более 10 тыс. кв. м. Объем инвестиций оценивается в 290 млн рублей. Ведется строительство и выбор площадок ООО "Новосибирск-Торг" еще в 11 районах области, объем инвестиций оценивается в 225-250 млн рублей. ТХ "Гигант" ведет переговоры в трех районах области о строительстве универсальных магазинов площадью до 5 тыс. кв. м. ТК "Мария-Ра" откроет свои магазины в Линеве и Черепанове. Увеличить розничный бизнес можно двумя способами: открывать новые магазины или поглотить существующую сеть. Целесообразность первого или второго способа зависит от цены вопроса. В Новосибирске с 2006 года было осуществлено семь сделок по слиянию и поглощению продуктовых розничных сетей. Лидером на рынке M & A в этот период стала компания "Холидей Классик". За полтора года она приобрела четыре сети и объединилась с двумя. Таким образом, на сегодняшний день сеть имеет 58 магазинов в Новосибирске и области. Покупая продуктовую розничную сеть, инвестор может приобрести как право на аренду, так и недвижимость в собственность. Все зависит от того, что принадлежало прежней сети: недвижимость или права на долгосрочную аренду. В любом случае покупателю переходят все права приобретаемой сети. К примеру, группа компаний "Сенсация" в случае с покупкой "Лукойлмаркет-Н" приобретала лишь право аренды, так как компания не являлась владельцем помещений проданных магазинов. По словам директора по корпоративному управлению группы компаний "Сенсация" Александра Агеева, "если покупать бизнес, то сеть должна быть немаленькая, потому что с точки зрения стоимости сети целесообразно приобретать дополнительную выручку и дополнительные доходы, но это если магазины совпадают по формату и их не нужно радикально переделывать. Если магазины одной сети разительно отличаются по формату, то покупается потенциал розничных точек либо самих мест, где будет расположен магазин нового формата". Фактически при поглощении розничной сети покупатель приобретает долю рынка, занимаемую определенной компанией в ее торговом ареале. Также укрупнение розничного бизнеса позитивно скажется и на отношении поставщиков продукции - станет более лояльным ввиду увеличения оборота клиента. Руководитель проекта "Гипермаркеты" в "Сибирском Гиганте" Роман Загуменный отмечает, что "купить торговую сеть - означает сразу отсечь поиски и длительные переговоры по аренде помещений и устранить проблемы, вызванные с оснащением магазина. А также можно минимизировать риски, связанные с выходом на запланированный оборот магазина: при покупке сети выручка каждого объекта очевидна". К тому же на сегодняшний день в Новосибирске приобрести локальную небольшую сеть выгоднее, чем открыть новый магазин. Исключение составляет сеть гипермаркетов в силу огромной площади и высокой цены. По словам аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Татьяны Бобровской, "в последнее время в связи с резким ростом торговых розничных сетей в городах-миллионниках наблюдается проблема поиска подходящих площадей нужного формата для открытия новых магазинов. Поэтому с точки зрения выхода, к примеру, федеральной сети на региональный рынок гораздо выгоднее покупать существующие локальные сети. Во-первых, новый собственник сразу получает удобное местоположение торговых точек и хорошее присутствие в регионе. Во-вторых, сформированную логистическую базу прежней локальной сети, на основе которой он может дальше расширяться в городе. Но это если речь идет о форматах супермаркетов, дискаунтеров и "магазинов у дома". Если же речь идет о гипермаркетах, то выгоднее открывать собственные магазины". Аналитик ИК "ФИНАМ" Сергей Фильченков также считает, что "в крупных городах сейчас ощущается дефицит недвижимости для реализации таких проектов - на рынке растет конкуренция. Компаниям, ориентированным на быстрое увеличение своей рыночной доли, проще скупать активы, чем открывать собственные магазины. Эта тенденция подкрепляется тем, что крупным сетям доступны существенные финансовые ресурсы, привлекаемые за счет долгового или долевого финансирования". Сколько стоит сеть присвоить? По словам аналитика ИК "ФИНАМ" Сергея Фильченкова, "если говорить о небольших активах, до 10-15 магазинов, то их цена формируется из расчета чистой прибыли за 4-6 лет и стоимости недвижимости. Впрочем, чаще всего такие компании приобретаются более крупными ритейлерами, которых интересуют только помещения для открытия собственных магазинов. В этом случае цена розничной сети совпадает со стоимостью принадлежащей ей недвижимости или прав аренды. Если говорить о крупных розничных сетях, то их оценка может составлять 1,4-3 годовых выручки". Но, безусловно, у каждой компании существует свой подход к оценке интересующего ее актива. К примеру, Александр Агеев из группы компаний "Сенсация" утверждает, что "стоимость розничной сети рассчитывается из стоимости чистых активов предприятия и оценочной стоимости потенциала этого бизнеса с точки зрения получения доходов. Последняя привязывается к ежемесячной выручке либо к ежемесячной прибыли сети". Помимо этого, на стоимость сети оказывают влияние и многие другие факторы: рентабельность, динамика доли рынка сети, брэнд торговой сети, диверсифицированность торгового бизнеса, количество магазинов, их местонахождение, формат, инфраструктура, оборот на квадратный метр, затраты на квадратный метр, количество чеков, сумма среднего чека, количество конкурентов. По оценке аналитика Татьяны Бобровской, в Новосибирске гипермаркет стоит не меньше $8-10 млн. Что касается супермаркетов или дискаунтеров, то они гораздо дешевле: порядка $3,5 млн и $1,5 млн соответственно. Сергей Фильченков оценивает стоимость торговой сети "Холидей Классик" в $230-250 млн, а "Сибирский Гигант" - в $170-190 млн. "Спрос на розничные сети растет. И если сейчас крупные игроки местного рынка не начнут активную консолидацию более мелких сетей, то в ближайшие два года придут федеральные сети с огромными бюджетами и сделают это предложение всем местным. В связи с этим в последние два года крупные местные розничные сети расширяют свой бизнес не только за счет открытия новых магазинов, но и за счет поглощения и слияния более мелких, чтобы противостоять крупным региональным сетям. Впоследствии, скупив привлекательные торговые объекты, они сами по себе могут стать привлекательным активом для федеральных сетей либо пойдут в другие регионы и выйдут на статус федерального уровня", - отмечает Татьяна Бобровская. Сергей Фильченков уточняет, что "переговоры о слияниях и поглощениях между ведущими ритейлерами сейчас ведутся в постоянном режиме, и сибирские активы привлекательны для федеральных игроков. Скорее всего, в ближайшие годы мы увидим следующую тенденцию: консолидацию сибирских ритейлеров между собой, а также с уральскими". По ожиданиям Александра Агеева, "в скором времени классика жанра маркетинга на этом рынке в Новосибирске будет такова: на три сети будет приходиться не менее 50% оборота розничной торговли, при том что на сегодняшний день на крупные сети приходится около 35% доли на рынке". ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Континент Сибирь" |