31.03.2007 Новосибирская область: "Россита" сплетет сеть для франчайзи С февраля текущего года новосибирская обувная компания "Россита" запустила собственную франчайзинговую программу на сетевой брэнд "Обувные залы "Россита". До сих пор по франчайзингу в регионах развивались только монобрэндовые магазины. Более того, Новосибирск рассматривался федеральными компаниями - владельцами марок как объект для экспансии, и местные предприниматели выступали как покупатели франшизы. Теперь же местная компания начинает продавать права на бизнес-систему в Сибирском регионе, озвучивая планы на развитие по территории всей России и в странах СНГ. Участники рынка разошлись в оценке этого проекта. Признавая эффективность франчайзинга, некоторые ставят под сомнение решение развивать сетевой брэнд, предостерегая от трудностей, с которыми сталкивается большинство франчайзеров. На сегодняшний день в сети 29 собственных магазинов под брэндом "Россита" и 14 магазинов по франчайзингу под брэндом Lisette. Франчайзинговую программу реализует с февраля 2007 года. Уже работают магазины в Кемерове и Абакане. В ближайшее время по франшизе откроются торговые залы в Барнауле и Кызыле. Стоимость франшизы не разглашается. В программе не предусмотрено роялти (вознаграждение в виде фиксированной ставки). Всего в 2007 году по франчайзингу планируется открыть 10 магазинов. Решение развивать франчайзинговую программу брэнда "Россита" было принято в апреле 2006 года. По словам коммерческого директора компании Светланы Самсоновой, планы не ограничиваются Сибирским регионом, и возможность предложения рассматривают по всей территории Российской Федерации. "На данном этапе развития программы нашими партерами, как правило, становятся бизнесмены, уже имеющие опыт работы на обувном рынке. Основное требование к городам, где планируется размещение "Росситы", - это численность населения не менее 100 тыс. человек. В меньших по численности городах разрабатываются другие формы сотрудничества", - комментирует планы компании госпожа Самсонова. Преимуществом проекта руководство компании называет мультибрэндовость магазинов, вынесенных во франшизу, когда наравне с созданием собственной коллекции под маркой Lisette компания работает с другими российскими и европейскими поставщиками обувного рынка. Руководство компании осознает, что при реализации программы могут возникнуть проблемы, отмечая однако, что всегда есть возможность минимизировать риски. "Франчайзинговые магазины воспринимаются управляющей компанией как собственные, - поясняет Светлана Самсонова, - действует та же система контроля, маркетинговая политика разрабатывается из центрального офиса компании, что уже уменьшает риск неверных решений. Система обучения партнеров, которая охватывает основные направления работы розничного магазина, позволяет точно передавать фирменные стандарты работы". Основной риск, по признанию госпожи Самсоновой, - неправильно составленная коллекция. Участники рынка и маркетологи сходятся во мнении, что обращение местного бизнеса к франчайзингу вполне своевременно. "Если год-два назад бум франшиз переживал рынок общепита, то сейчас это ожидает конфекционный рынок, - прогнозирует руководитель исследовательской компании PreView Елена Бабина. - Это закономерный процесс. Когда в родном городе компания чувствует насыщение рынка, темпы ее роста замедляются, а свободные денежные средства, амбиции и интерес к дальнейшему развитию есть, то возникает естественное желание - выйти в регион". С этим соглашается и владелица магазина модной одежды Sultanna Frantsuzova, Evgenia Ostrovskaya и Sunie Li (работают по франчайзингу) Инна Адамовская, полагая, что франчайзинг - это своего рода инструмент освоения регионов. Рассуждая о том, почему франшиза не распространена как отдельное направление бизнеса у местных игроков, Инна Адамовская отмечает, что среди регионалов практически нет сильных брэндов с грамотной политикой управления и позиционированием. К другим важным, по ее мнению, причинам непопулярности этой формы развития можно отнести отсутствие местного опыта франчайзинга и несовершенство законодательства в этой области. "Российскому предпринимателю (франчайзи) сложно вписываться в жесткие рамки франчайзинговых договоров из-за опасения потерять собственное лицо, и как следствие, здесь возникает угроза несоблюдения условий франчайзинговых схем. Например, в ассортиментной и ценовой политике", - резюмирует она. Положительно оценивая перспективы развития франчайзинга в регионе и возрастающую активность как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов франшизы, местные игроки неоднозначно относятся к идее "Росситы" с франшизой сетевого брэнда. "На сегодняшний день гораздо выгоднее самостоятельно развивать сеть под своей маркой и открывать магазины усилиями собственной команды, нежели продавать франшизу, - считает директор ООО "Обувь России" Антон Титов, - поскольку в сегменте "одежда-обувь", как правило, нет сильных региональных партнеров. К тому же у компании есть сетевой брэнд мультимарочного магазина, который принципиально ничем не отличается от ряда других участников рынка, как местных, так и московских. Это не уникальный продукт, его будет сложно продавать по франшизе". То, что аудитория не знает брэнды конкретных марок и ориентируется на сетевую марку, Антон Титов считает временным явлением. "Так или иначе, потребитель больше доверяет брэнду конечного продукта, нежели брэнду магазина, поэтому, мне кажется, логичнее и эффективнее выходить именно с таким предложением", - резюмирует Титов. Однако, по мнению специалистов исследовательской компании "Криптос" (Кемерово), сетевой брэнд вполне возможно развивать с помощью франшизы. "Если говорить о рынке обуви с точки зрения покупателя, то для него не будет играть роли, собственный это магазин компании или точка работает по франшизе. Многие покупатели даже не знают о том, что такое франчайзинг. Собственно, это и не так важно для них. Ведь люди идут в торговую точку за брэндом. И здесь большую роль играет брэнд торговой сети. При франчайзинге очень важно выдерживать уровень качества и соответствие корпоративным стандартам материнской компании. Именно это является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются компании при франчайзинге", - полагают кемеровские маркетологи. ИА "Альянс Медиа" |