06.03.2007  Стратегию развития Новосибирской области признали одной из лучших

   Сегодня в Министерстве регионального развития РФ была представлена стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года. По мнению разработчиков стратегии, ее реализация должна доказать, что будущее Сибири – не только за крупномасштабной добычей и переработкой природных ресурсов. Будущее Сибири – это и наукоемкая экономика нового типа, основанная на новейших достижениях научно-технического прогресса, и комфортные условия для проживания и жизнедеятельности наших соотечественников. Новосибирская область в результате реализации стратегии должна прочно занять свое место в числе регионов-локомотивов.
   Представляя стратегию, первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко отметил, что главная ставка в стратегии делается на инновационное развитие. По его словам, у региона есть все основания для успешной реализации поставленной задачи. По числу организаций, занимающихся исследованиями и разработками, и количеству малых предприятий Новосибирская область (НСО) находится в пятерке лидеров среди субъектов РФ. А по числу лиц с высшим образованием на 10000 чел. населения находится в десятке лидеров. Впрочем, по уровню инновационной активности Новосибирская область пока находится только в 3-ей десятке.
   К конкурентным преимуществам региона В. Юрченко отнес уникальный научно- образовательный комплекс, социальный капитал, высокие устойчивые темпы роста экономики в последние годы, диверсифицированную структуру экономики, развитую структуру IT-компаний, банков, предприятий малого и среднего бизнеса, выгодное экономико-географическое положение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, статус центра Сибирского федерального округа. Среди ограничений регионального развития были названы слабая ресурсно-минеральная база, низкая восприимчивость реального сектора к инновациям, неравномерность развития районов НСО, сокращение численности населения, неудовлетворительное состояние автодорожной сети и коммунальной инфраструктуры, изношенность основных фондов.
   Согласно стратегии главная миссия региона – стать главным инновационным центром на востоке России, отвечающий вызовам XXI века, и превратиться в территорию, наиболее комфортную для проживания, труда и отдыха.
   Обозначены следующие главные цели стратегии: устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения; обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста; создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации; развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров; создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров востока России; оптимизация пространственной структуры региона, формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения Новосибирской областью и г. Новосибирском межрегиональных функций для центрально-сибирского макрорегиона; совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и обеспечения безопасности экономических агентов.
   Среди стратегических приоритетов региона В. Юрченко были названы: рост человеческого потенциала региона, уровня и качества жизни; поддержка конкурентоспособных региональных кластеров; инновационная политика как инструмент преодоления технологической отсталости НСО; гармонизация пространственного развития области; модернизация системы управления регионом.
   По словам заместителя главы Новосибирской области, главная задача региона в ближайшие 20 лет состоит в мобилизации и максимальном использовании двух главных стратегических ресурсов: интеллектуального и человеческого потенциала и особого геополитического и экономико-географическим положения региона. И на достижение этой цели должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.
   Среди генеральных инвестпроектов первого уровня - до 2015 г. были названы проект Научно-технического парка «Академгород» с объемом инвестиций в 18,9 млрд руб., промышленно-логистический парк и проект «Международный авиационный транспортный узел».
   Стратегия предусматривает кластерное развитие региона. До 2015 года в регионе должны быть сформированы следующие отраслевые территориальные кластеры: инновационно-образовательный, строительный, кластер электротехнического и электроэнергетического машиностроения, транспортно-логистический.
   Реализация стратегии позволит увеличить долю инновационной системы в ВРП до 35% (в 2005 году этот показатель составил 9%). При этом объем продукции новой экономики в 2025 году составит 95-133 млрд руб. против 5 млрд в 2005 году. Удельный вес продаж инновационной продукции в 2025 году составит 60%, в 2005 году этот показатель достиг 7%.
   Основные результаты стратегии должны приблизить регион к десятке наиболее развитых субъектов федерации по абсолютным показателям производства. К 2025 году произойдет увеличение душевого ВРП в 4,7 раза по отношению к уровню 2005 года, доля инвестиций в основной капитал в ВРП достигнет 21,2%.
   Реализация стратегии предусматривает, что уже в 2009–2010 гг. Новосибирская область войдет в категорию регионов–доноров федерального бюджета с обеспечением финансовой самодостаточности территории.
   Представленный в МРР документ получил высокую оценку экспертного сообщества. Было высказано утверждение, что список из 13 наиболее успешных в стратегическом планировании регионов пополнился 14-й строчкой. Однако у заместителя генерального директора ОАО «РОЭЛ Консалтинг» Александра Лихачева было много вопросов по реализации инновационного развития к разработчикам. По мнению эксперта, неубедительно, что главная ставка при создании инновационного кластера делается на научные разработки. Он напомнил, что главный тормоз инноваций в России не в отсутствии НИОКРов, а в невозможности их реализовать. «Нет четкости, на чем делается кластер, нет трансферта технологий. В стратегии не прописано, как будет трансформироваться бизнес в инновационном процессе, его роль не определена», - заключил эксперт.
   ИА "Альянс Медиа"