16.12.2006  Что мешает развиваться туризму в Хакасии

   Хакасская компания «Родник», расположенная в городе Абаза, имеет собственные турбазы и занимается внутренним и въездным туризмом с 1992 года. Как рассказывает директор компании Валерий Саночкин, за это время пришлось пережить немало трудностей, однако в последние годы проблемы приобрели особо острый характер, так как давление на предпринимательское сообщество со стороны государственных структур резко возросло.
   Сначала вступил в действие приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 162 от 28.06.05 г., увеличивший ставки лесных податей на аренду участков лесного фонда. Причем, ввели его в регионах без регистрации в Минюсте России. Затем появился приказ № 323 от 07.12.05 г., который увеличил эти ставки в Хакасии в 7 раз, а на некоторые участки лесного фонда для нашего предприятия ставки увеличились в 22 раза. Особенно удивляет, отмечает глава компании «Родник», что в условиях Сибири туристические маршруты используются не более 3-4 месяцев в году (остальное время они недоступны из-за снегов и морозов) плата за них взимается круглогодично.
   После выхода последнего из этих приказов аренда участков лесного фонда в туристских целях для туроператоров Хакасии стала просто неподъемной. Но этого мало: процесс отказа от части участка лесного фонда длится уже год и неизвестно, когда закончится.
   Особенно подробно останавливается Валерий Саночкин на причинах, которые мешают развиваться внутреннему туризму в Хакассии. Например, в республике очень востребованы охотничьи туры. Закона «Об охоте» нет, а «Временные правила охоты» в регионах не выдерживают никакой критики. Участки лесного фонда под охотпользование - золотое дно для тех, кто допущен к распределению участков. Проблема одна - до охотпользователя не доходят лицензии, не проводятся высокорентабельные охотничьи туры, выполненные по всем правилам, т.е. все прозрачно, со всеми налогами, с рабочими местами, т.к. в этом виде могут работать только профессиональные высокооплачиваемые охотоведы, егеря, повара, конюхи, механики, организаторы досуга и т.п. Но, увы, на сегодня лимиты для охотхозяйств (независимо от учета животных) просто унизительны. Если в 1997 году «Родник» имел 25 лицензий на добычу марала, то в 2006 г. компании было отпущено 2 лицензии и те в конце года - в октябре. Может быть, это федеральный центр душит в регионах охотпользователей с опытом, со стажем, с традициями? Увы, цифры говорят о другом: в 1997-1998 г.г. на Хакасию выделялось по 200 лицензий на марала, а в 2001 г. – 450! Но частных (VIP) лиц с лицензиями стало очень много. Остается только мечтать о плановом охотхозяйстве и рентабельности этого направления.
   Очень перспективным в Хакассии является конный и рыболовный туризм. Основная проблема конного – кражи лошадей тувинцами. Новый министр МВД Хакасии принял к сведению эту проблему, и очень хочется надеяться, что будет налажено сотрудничество с МВД Тывы. С рыболовным туризмом все сложнее. Проблема в том, что водоемы (половина озера!) закрепляются сейчас на 1 год. Но как предприятие должно производить зарыбление половины площади озера, ведь малек вырастает до зрелой особи в течение минимум 3-5 лет? Каким образом можно оправдать затраты предприятия и планировать дальнейшую хозяйственную деятельность при сроке закрепления озера на 1 год? Для того чтобы предлагать свои услуги рыболовам, турфирма должна получить лицензию на промышленное рыболовство, лицензию на рыбоводство и лицензию на спортивное и любительское рыболовство. Лицензии оформили только пакетом, а через 2 недели после получения – все отменили, а ведь каждое получение лицензии - это дорогостоящий и трудоемкий процесс.
   По мнению Валерия Саночкина, проблем можно избежать, если будут приняты нормальные законы об охоте в РФ, Водный кодекс, Лесной кодекс, закон о туризме. Нормальные – это когда налогоплательщики и чиновники читают закон одинаково. Пока же текст составлен по принципу постановки запятой во фразе «казнить нельзя помиловать».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "RATA news"