24.01.2010  Иркутская область: объем рынка готового бизнеса в 2009 г. снизился в два раза

   Консалтинговая компания "Бизнес-Эксперт" подвела итоги 2009 года на рынке готового бизнеса. Как сообщил руководитель компании Олег Змановских, объем рынка в 2009 году составил лишь 3,4 млрд рублей - почти в 2 раза меньше показателя 2008 года. Предложение готового бизнеса сократилось в 2009 году до 340 - 360 предприятий, что в 1,5 раза меньше, чем в предшествующем году.
   Большая часть выставленных на продажу предприятий, как и прежде, расположена в Иркутске. Его доля увеличилась до 86% от общего числа предлагаемых предприятий. Из оставшейся доли 4% приходится на северные районы Иркутской области (прежде всего, Братск и Усть-Илимск), 10% - на южные (Ангарск, Усолье-Сибирское, Слюдянка и др.).
   В производственной сфере предлагаются на продажу предприятия, специализирующиеся на строительных материалах (26%), деревообработке (19%), продуктах питания и т.д. При этом производство стройматериалов оказалось в лидерах (в прошлом году лидировали пищевая промышленность и деревообработка).
   В сфере услуг традиционно предлагаются предприятия общественного питания, службы такси, салоны красоты, парикмахерские и др. Здесь лидируют заведения общепита (26%), службы такси (15%), салоны красоты, парикмахерские, а также автосервисы (по 7% от общего объема продаж).
   По данным Олега Змановских, серьезные изменения на рынке готового бизнеса претерпела сфера торговли. В первую очередь эксперт отмечает резкий - в 1,5 раза - рост предложения предприятий, торгующих продуктами питания. Они и ранее занимали первую строчку в "рейтинге" продовольственного бизнеса, теперь же их отрыв от других торговых предприятий еще более увеличился. Заметно (в 1,5 - 1,8 раза) сдали позиции предприятия, торгующие одеждой и обувью, стройматериалами и сантехникой.
   По словам Олега Змановских, кризис внес свои коррективы в причины, по которым предприниматели предлагают свой бизнес на продажу. Правда, как и в предыдущие годы, наиболее распространенной причиной остается переезд на постоянное место жительства в другой город или регион. А вот далее продавцы называют уже "кризисные" причины: необходимость рассчитаться по ранее взятым кредитам, нехватку оборотных средств, раздел бизнеса, разногласия между собственниками и так далее.
   Как и ранее, стоимость бизнеса, выставленного на продажу, колеблется в широких пределах. Самый недорогой бизнес - цветочный киоск на окраине Иркутска - предлагался за 40 тыс. рублей. Наиболее дорогой объект - оптово-розничная торговая база на севере области - продавался за 80 млн рублей. Встречаются, конечно, и более дорогие объекты (стоимостью десятки миллионов долларов и евро), но это скорее недвижимость, нежели действующий бизнес, отмечает Олег Змановских. Средняя же стоимость бизнеса, выставленного на продажу в Приангарье в 2009 году, составила 9,8 млн рублей (годом ранее этот показатель равнялся 12,4 млн рублей).
   Среди основных тенденций спроса эксперт рынка отмечает: заметно вырос интерес инвесторов к предприятиям пищевой промышленности. Традиционно ликвидными являются кафе и рестораны, салоны красоты, автосервисы, автомойки и ряд других бизнесов в сфере услуг. Вместе с тем продать их по достойной цене сегодня непросто: обилие предложений делает покупателей очень разборчивыми. По сравнению с предшествующим периодом снизился спрос на предприятия, производящие строительные материалы.
   Как и ранее, невысок спрос на объекты туристской инфраструктуры. Основная причина этого прежняя - проблемы с оформлением прав собственности (долгосрочной аренды) на земельные участки. "Да и продолжающаяся чехарда с границами особой экономической зоны туристско-рекреационного типа оптимизма инвесторам не добавляет...", - говорит Олег Змановских.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИРА "Телеинформ"